Подъем отрасли запланирован на XXI век

Возможности для подъема российского энергомашиностроения огромные.

<BR><BR>Возможности для подъема российского энергомашиностроения огромные.<BR>Правда, реализовать их непросто после значительного ослабления позиций отрасли на мировом рынке.<BR>В 1991 году российские энергомашиностроители занимали вкупе 13% мирового рынка энергетического оборудования. В 1997 году отрасль достигла дна - всего 2% рынка. Возможно, прошлогодний рост в 2,2% свидетельствует о переломе, но до восстановления утерянных позиций еще далеко. <BR>"Мы вправе претендовать хотя бы на ту долю на рынке, которую мы отдали конкурентам. Отечественные машиностроители могут серьезно потеснить их даже на зарубежных рынках", - решительно настроен директор центрального финансового управления ОАО "Энергомашиностроительная корпорация" Юрий Калабин. Правда, он считает, что за год (до выборов Президента России) кардинальных изменений не предвидится. <BR>Возможно, из Москвы перспективы лучше видны, но представители петербургских предприятий не столь оптимистичны. "На те рынки, где уже закрепились наши конкуренты, крайне сложно проникнуть. Конечно, мы будем участвовать в тендерах и надеемся в них побеждать, но резкого увеличения спроса со стороны зарубежных заказчиков не будет. Основные надежды на бум в отрасли мы связываем с отечественной энергетикой. Не исключено, что завод не справится со всеми заказами, если потребность в энергетическом оборудовании превратится в платежеспособный спрос", - рассказал председатель управляющего совета АО "Ленинградский металлический завод" (ЛМЗ) Виктор Шевченко. <BR>На экспортные поставки приходится 20-30% от общего объема производства петербургских предприятий энергомашиностроения. <BR><BR>"Ждем волеизъявления народа"<BR>Около 50% оборудования РАО "ЕЭС", основного заказчика петербургских энергомашиностроителей в России, выработало свой ресурс. Оно требует замены. У других отечественных заказчиков аналогичная ситуация. С каждым годом вероятность отказа энергетического оборудования растет. <BR>Изменения в тарифной политике и повышение цен на энергоносители могут привести к пополнению бюджетов энергетиков. Появившиеся деньги в первую очередь пойдут на замену аварийно-опасного оборудования, приносящего огромные убытки энергетическим компаниям. <BR>Поскольку потребность в новом оборудовании не соответствует мощностям энергомашиностроительных предприятий, потребуются крупные инвестиции с длительным сроком окупаемости. Крупнейшие производители энергетического оборудования Петербурга, ЛМЗ и "Электросила", способны без особых сложностей увеличить объемы производства в 2 раза. Однако этого может не хватить. Требуется заменить оборудование, которое производилось в течение десятков лет. Огромные вложения нужны и для занятия новых ниш на зарубежных рынках. Для привлечения долгосрочных инвестиций ситуация в российской экономике крайне неблагоприятна. Маловероятно, что она изменится к лучшему в 2000 году. Проводимая сейчас популистская тарифная политика также вряд ли будет серьезно корректироваться накануне выборов. <BR>"Чтобы не потерять заказы из-за нехватки мощностей, необходимо заранее подготовиться к буму спроса. Но пока очень сложно сказать, когда он произойдет. В своих планах на ближайшие 2 года мы не учитываем возможность повышения спроса на нашу продукцию в несколько раз", - говорит Виктор Шевченко. <BR>Ожидание бума в энергомашиностроении откладывается в лучшем случае на 2001 год.