00:0011 августа 199900:00
33просмотров
00:0011 августа 1999
Очередным членом клуба "ТЫСЯЧА И ОДНА ГАЗЕТА" стал церковный деятель - управляющий делами Русской Истинно Православной Церкви архиепископ Петербургский и Старорусский Сергий.
<BR><BR>Очередным членом клуба "ТЫСЯЧА И ОДНА ГАЗЕТА" стал церковный деятель - управляющий делами Русской Истинно Православной Церкви архиепископ Петербургский и Старорусский Сергий. <BR>Оказалось, что он руководит огромным "холдингом", в который входит множество различных предприятий. Сам архиепископ называет себя главным координатором, но соглашается, что по сути его деятельность очень похожа на работу председателя правления или наблюдательного совета компании.<BR>Рабочий костюм главы церковного холдинга - черная ряса. Иконы и распятия в его офисе соседствуют с компьютерами и факсами. Архиепископ Сергий с удовольствием демонстрирует электронный органайзер, который помогает ему планировать рабочий день ("То, что удобно и во благо делу, не может быть дурным"), а при общении предлагает называть себя просто - Владыка.<BR><BR><B>Одна пятая Петербурга</B><BR>По рейтингу, составленному архиепископом Сергием, первое место в оборотах церковного холдинга занимает производство, далее в порядке убывания идут торговля, строительство и услуги.<BR>"Если измерить наше влияние на предпринимательство города в процентном соотношении, то получится примерно 20-25%", - смело заявляет архиепископ Сергий. Он также заметил, что подведомственную ему организацию можно отнести к собственникам, напрямую представляющим свои интересы на федеральном уровне. При этом предприятия, подконтрольные Истинно Православной Церкви, не занимаются бизнесом, связанным с алкоголем, табаком и другими подакцизными товарами.<BR>"Законодательство России по работе церкви настолько своеобразно, что приходится смотреть с определенной точки зрения на любое действие. Работа с подакцизными товарами влечет за собой большие взаимоотношения с государством, в том числе и по вопросу налогообложения. Подакцизные товары облагаются налогом - нам это неинтересно. Любые другие товары, любой другой вид деятельности налогом не облагается, поэтому приносит нам прибыль, равную тем налогам на прибыль, которые мы должны были бы заплатить", - с экономической точки зрения объясняет неприязнь к алкоголю и табаку архиепископ Сергий.<BR><BR><B>Уход от налогов</B><BR>Церковные конфессии привлекают бизнесменов под свое крыло возможностью значительно сократить налоговое бремя.<BR>"Многие предприятия передают нам свой пакет акций. Мы становимся 100%-ным учредителем - за счет этого компания освобождается от налогов. Получается оффшорная зона - весьма выгодная или намного более выгодная, чем любая оффшорная зона в принципе. Мы не платим налог на прибыль и налог на недвижимость. Предметы культового характера, в том числе ювелирные изделия: крестики, цепочки, медальоны, обручальные кольца, - все что угодно, связанное с христианской православной тематикой, тоже уходит от этих налогов, включая и НДС", - детализирует архиепископ Сергий.<BR>Таким образом, в основе взаимодействия предпринимателя и церкви лежит взаимная выгода.<BR>"Если сравнивать нас с государством, то мы более лояльны к предприятиям. Государство облагает фирму минимальным налогом в 40%. Мы же берем 10-15% от прибыли - это выгодно всем. Нам курочка по зернышку приносит, а предприниматели намного увеличивают свою прибыль. Часть предпринимателей боится, что мы воспользуемся предприятием, а его оставим за бортом его же бизнеса. Люди иногда до конца не понимают, что нет смысла резать курицу, несущую золотые яйца. Нам выгоднее иметь немного, но постоянно, нежели разово и больше не иметь прибыли не то что с этого предприятия, а вообще: если распространится информация, что мы нечистоплотны в данном бизнесе, больше никто не захочет иметь с нами дело", - излагает позицию церкви архиепископ Сергий.<BR><BR><B>Особенности церковного предприятия</B><BR>Архиепископ Сергий имеет большой опыт работы в бизнесе. В своей прошлой, светской жизни он, в частности, являлся членом Совета менеджеров СССР.<BR>"Светским предприятием управлять сложнее. Церковь по своей сути - авторитарно-монархическая структура, и управление в ней зиждется на том, что воля архиерея не обсуждается. Не подлежат сомнению ни указы, ни распоряжения - всегда последнее слово остается за руководителем церкви. В светском предприятии деятельность директора можно обжаловать не только на общем собрании или через профком, но и в судебной инстанции, что невозможно в церкви. <BR>Церковь является внутренне самодостаточной, замкнутой в организационном управлении структурой. Она не подвержена ни судебным рассмотрениям, ни внутренним конфликтам, а если таковые есть, то они замыкаются внутри самой церкви", - подчеркивает архиепископ Сергий.<BR>Предприятия, входящие в церковный холдинг, снижают издержки за счет внутренних взаиморасчетов.<BR>"Необходимо, чтобы деньги не выходили за пределы корпорации. Зачем пользоваться, к примеру, одному из наших предприятий услугами сторонней юридической фирмы, если она есть в нашей структуре", - говорит архиепископ Сергий.<BR>Особенности церковного бизнеса проявляются и в том, что здесь не пользуются услугами аудиторских фирм.<BR>"У нас - структура церковных ревизоров. Это давно сложившаяся система, как и система церковного суда и судебных советников. Подчас даже мы, владыки, не знаем, кто является судебным советником. Тоже очень удобная форма. Негласное наблюдение всегда удобнее", - объяснил архиепископ Сергий.<BR>Один из новых проектов Истинно Православной Церкви касается организации русской православной гвардии.<BR>"Это не охранное агентство. Охранные предприятия сейчас ассоциируются с бандитами, в то время как раньше русский воин защищал свою землю, город, дом. Здесь - из той же серии. <BR>Путем создания русской православной гвардии мы хотим, если получится, немного перестроить охранную систему", - заметил Владыка.<BR><BR><B>Веское слово</B><BR>В решении конфликтных вопросов в области бизнеса Русская Истинно Православная церковь опирается на единственный метод - убеждение.<BR>"У нас не было ни одного конфликта, в котором пришлось бы применять силовые методы. Убеждать можно по-разному. К примеру, наверное, каждому предпринимателю нужны контакты и выходы на того или другого человека. Мы можем посодействовать в этом вопросе. Так происходит убеждение. Или метод от обратного: когда человек не соглашается прийти к оптимально возможному результату, можно попросить и не решать вопрос, который болезненно волнует данного предпринимателя", - сказал архиепископ Сергий.<BR>Для того чтобы слово было действенным, церковь занимается сбором информации о своих партнерах.<BR>"Так получается, что мы в курсе подноготной тех людей, с которыми имеем дело. Еще раз подчеркну: церковь - самодостаточная закрытая корпоративная система, а в любой корпоративной системе возможны действия или деятельность разведывательного характера для решения нерешаемых проблем", - категоричен архиепископ.<BR><BR><B>Нам кризис нипочем </B><BR>По словам архиепископа Сергия, предприятия, принадлежащие Истинно Православной Церкви, вполне благополучно пережили кризис.<BR>"Нашим предприятиям было легче перенести кризис, чем остальным. Мы имели возможность своевременно снять деньги со своих счетов и предпринять другие меры предосторожности. У нас хорошо поставлена информация, поэтому мы имели возможность знать в определенное время определенную информацию. Нас просто вовремя предупредили", - откровенен Владыка.<BR><BR>Ватикан - впереди!<BR>Во всем мире церкви очень тесно связаны с бизнесом. Наибольшую бизнес-активность, по словам архиепископа Сергия, проявляет Ватикан.<BR>"Безусловно, это основной конгломерат в религиозном бизнесе. У Ватикана множество структур. К примеру, ему принадлежат многие рестораны. Он также занимается гостиничным, туристическим бизнесом и др. Еще один показательный пример - Красный Крест. Он не имеет никакого отношения к церкви, разве что через милосердие. Ни для кого не секрет, что почти все казино Европы принадлежат именно Красному Кресту. Принцип подобного бизнеса заключается в том, что это не должно быть аморально. Конечно, игровой бизнес - это человеческий порок, и как порок это аморально. Но если этот порок неистребим и разрешен государством, то почему доход от этого порока не может идти на укрепление морального облика других и на борьбу с этим же пороком. Это совершенно нормально", - рассуждает деятель церкви.<BR>Русская Истинно Православная церковь была образована в 1927 году. До начала 1990-х церковь существовала подпольно.