ГТК сокращает декларантов

С 15 июля Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) запретил деятельность таможенных декларантов, не имеющих лицензию таможенного брокера.

<BR><BR>С 15 июля Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) запретил деятельность таможенных декларантов, не имеющих лицензию таможенного брокера. <BR>Однако участники ВЭД ищут и находят способы работы без лицензии.<BR><BR><B>Не на тех напали</B><BR>В №138/98 "ДП" сообщал о введении с 01.01.99 института таможенных брокеров. Тогда организации, оказывающие услуги по таможенному оформлению, подавшие заявку на получение лицензии таможенного брокера, получили право осуществлять свою деятельность по своим старым документам, то есть без лицензии. Распоряжение ГТК РФ №01-14/695 от 11.06.99 лишает их такой возможности с 15 июля. <BR>Однако это не значит, что на рынке таможенных услуг останутся только четыре-пять компаний, которые уже имеют лицензию таможенного брокера (примечательно, что в СЗТУ не нашлось специалиста, способного быстро ответить на вопрос, сколько лицензий выдано). "Действующее законодательство позволяет обходиться без лицензии, - уверен заместитель директора АО "Внештерминал-Юг" Олег Нев. - Для этого следует пользоваться статьями 18 и 172 Таможенного кодекса РФ. Товары и транспортные средства необходимо декларировать от имени получателя и отправителя товара". Олег Нев предлагает поручить работу по декларированию специализированному предприятию, имеющему в штате соответствующих специалистов. Но, чтобы это предприятие не было таможенным брокером со всеми его серьезными недостатками, оно должно работать либо по доверенности от имени получателя (отправителя) груза - в этом случае грузовая таможенная декларация и сопутствующие документы готовятся специализированным предприятием, печать на них ставит фирма-отправитель (получатель), а представление груза в таможню осуществляет специализированное предприятие по доверенности заказчика (работа "под печать заказчика"); - либо владелец товара поручает специализированному предприятию самому быть получателем (отправителем) груза от своего имени (по договору). В этом случае специализированное предприятие для таможенного органа является владельцем груза и декларирует его от своего имени. При этом ни о каких таможенно-брокерских услугах речь также не идет.<BR>Подобные законные хитрости с успехом уже используются таможенными декларантами. По нашим сведениям, в Новгородской области нет ни одного таможенного брокера, и внешнеэкономическая деятельность там не снижает своей активности. Многие предприятия Петербурга также используют эти технологии. Во всяком случае, никто не спешит с получением лицензии таможенного брокера. <BR><BR><B>Нет худа без добра</B><BR>Отношение к введению института таможенных брокеров среди действующих лиц ВЭД не однозначное. <BR>Дмитрий Агалямов, заместитель генерального директора ЗАО "Интертерминал": "Нас это не пугает. Понадобится получить лицензию - получим, а расходы, связанные с лицензированием, нам кажутся нормальными, поскольку зависят от оборотов". <BR>Евгений Терентьев, начальник отдела декларирования Санкт-Петербургского филиала СП ООО "UPS-Совтрансавто", утверждает, что введение института таможенных брокеров существенно осложняет жизнь: "Пулковская таможня предпочитает работать с брокерами, а обходные пути достаточно трудные. В конечном итоге все это приведет к монополизации рынка и удорожанию услуг таможенных брокеров в 1,5-2 раза".<BR>Олег Нев выдвигает свою версию развития ситуации. Он прогнозирует появление большого числа "черных брокеров", которые будут работать с отправителями и получателями грузов как частные лица, не платя налогов. Это позволит им существенно снизить цены на свои услуги.