Экспортный поток заходит в нефтяную трубу

Потенциальные зарубежные заказчики осаждают петербургские предприятия. Однако повышение спроса на товары местного производства не привело к ожидаемому росту экспорта.

<BR><BR>Потенциальные зарубежные заказчики осаждают петербургские предприятия. Однако повышение спроса на товары местного производства не привело к ожидаемому росту экспорта.<BR>Более того, вывоз местной продукции за пределы страны резко - более чем на 40% - сократился в I квартале 1999 года по сравнению с последним кварталом прошлого года. Подобное снижение вызвано не только сезонными колебаниями. В прежние года первые месяцы всегда были провальными. Однако не настолько.<BR>В целом по России, по данным Министерства экономики, экспорт в начале года также сокращается. За I квартал он снизился даже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - на 15%.<BR>Экспортеры Ленинградской области двигались в последние полгода в другом направлении. За это время они увеличили поставки за рубеж на 34%. Правда, множественное число в данном случае не совсем уместно. Рост обеспечен главным образом более интенсивной перекачкой нефти и нефтепродуктов в западном направлении. Главным поставщиком этой продукции в нашем регионе является киришский гигант - компания "Кинеф". Таким образом, причины топливного кризиса, случившегося в регионе, легко объяснимы. <BR>Нефтяная труба позволила Ленобласти впервые обогнать Петербург по объему экспорта. Предприятия города в I квартале 1999 года отправили продукцию за рубеж на сумму $240 млн, а область - на сумму $310 млн. <BR><BR><B>Команды недостаточно</B><BR>Сокращение экспортных поставок коснулось прежде всего высокотехнологичных отраслей. Наиболее резко снизилась отправка за рубеж электроприборов, электроаппаратов, измерительного медицинского оборудования, судов, лодок и прочих плавсредств. Производство этой продукции является основным источником поступления валютной выручки в город. На машиностроение приходится около 60% всего петербургского экспорта. <BR>"Хорошо, когда все есть для наращивания производства. Директор дает команду о загрузке новых мощностей, и дополнительно выпущенная продукция отправляется на открывающиеся рынки. Однако большинство петербургских производителей это сделать не могут. Им не хватает не только инвестиций в развитие производства, но и оборотных средств. Некоторые узлы и части приходится закупать за рубежом. После девальвации они стали гораздо дороже в рублевом выражении, а осуществить первоначальное пополнение или хотя бы восстановление оборотных средств не получается", - раскрыл основную причину падения экспорта Анатолий Котов, начальник отдела координации работ менеджерских проектов Комитета экономики и промышленной политики (КЭПП) администрации Петербурга. <BR>Кроме того, по словам Анатолия Котова, экспорту препятствует устаревшее таможенно-тарифное регулирование. Ввозимое оборудование, в котором остро нуждаются отечественные производители, облагается слишком высокими пошлинами. Иногда предприятие готово поставлять продукцию на экспорт, но ему мешают регулирующие органы.<BR><BR><B>Волна докатилась из Азии</B><BR>Возможно, причины падения экспорта находятся далеко за пределами Петербурга - в Юго-Восточной Азии, где более года назад разразился кризис. В этом регионе расположены основные потребители петербургских предприятий. Их платежеспособность снизилась, и только теперь это отразилось на экспортных поставках предприятий Северной столицы. Так считает генеральный директор исследовательско-консультационной фирмы "Альт" Илья Хаит. <BR>"Влияние тех или иных факторов проявляется через определенное время. Особенно относительно машиностроения с длительным циклом производства. Девальвация вряд ли сильно повлияет на уровень экспорта петербургских предприятий. Оборотных средств, конечно, не хватает. Однако не думаю, что необходимость закупать комплектующие за рубежом заметно повлияла на падение экспорта петербургских предприятий. Расходы на импорт комплектующих занимают небольшую долю в общих издержках производителей", - говорит Илья Хаит. <BR>На объем экспорта из города на Неве, несомненно, повлиял конфликт между руководством "Энергомашиностроительной корпорации" и петербургскими предприятиями энергомашиностроения. Поскольку потребители не знали, с кем вести переговоры, местные машиностроители, по их собственным оценкам, потеряли заказы на сумму $250 млн. <BR><BR><B>Иностранцы не любят предоплату </B><BR>О том, какой фактор отразился больше на уровне экспорта, можно спорить. Однако гораздо важнее понять, какие перспективы для продвижения своей продукции на зарубежных рынках имеют производители города и области. Хотя конкурентоспособность местных компаний на мировом рынке снижается за последние годы, их потенциал по-прежнему велик. Степень его использования зависит прежде всего от действий федеральных органов. Тем не менее у самих предприятий есть также возможности использования резервов.<BR>"Многие предприятия требуют предоплаты за продукцию, которая еще не произведена. Иностранцы, хотя и готовы покупать ее, боятся оставлять надолго деньги в России. Так они и расходятся. А деньги для пополнения оборотных средств в России есть. Они лежат мертвым грузом в финансовых институтах. Нужно уметь их искать и понимать, что нужно банку. Банку нужны прежде всего гарантии возвратности. Схемы, которые обеспечивают эти гарантии, известны", - советует Илья Хаит.<BR><BR><B>Резервы доедают</B><BR>Несмотря на имеющиеся резервы и благоприятную конъюнктуру, бурного роста экспорта не предвидится. Возможны только кратковременные скачки показателя экспорта, если на региональных производителей свалятся единичные крупные заказы. <BR>Не похоже, что федеральные органы смогут изменить в корне политику по отношению к производителям вообще и к экспортерам в частности. Экономическая неопределенность сохраняется, а это означает низкий уровень инвестиций и высокие ставки кредитования. <BR>Кроме того, внутренние цены на сырье и комплектующие подтягиваются к мировым. А это значит, что преимущества перед зарубежными конкурентами, полученные в результате девальвации, вскоре исчезнут. Это произойдет, если рубль снова не упадет по отношению к доллару. Но обесценивание национальной валюты, как показал опыт, приводит в России лишь к увеличению экспорта сырья. Для Петербурга, который не имеет полезных ископаемых, снижение курса рубля принесет одни негативные последствия. <BR>Статистика импорта в Петербург и Ленинградскую область также не вселяет оптимизма. Ввоз продукции, которая необходима для расширения производства, сокращается. Зато в I квартале наметилось увеличение импорта товаров конечного потребления, прежде всего продуктов питания. То есть петербуржцы и жители области опять начинают проедать имеющиеся резервы.