ИТ-бизнес переболел кризисом без осложнений

Руководители крупных фирм, работающих на рынке информационных технологий, размышляют по поводу сложившейся после кризиса ситуации: как изменился рынок, его игроки и менеджеры компаний и, самое главное, какой опыт они приобрели.

<BR><BR>Руководители крупных фирм, работающих на рынке информационных технологий, размышляют по поводу сложившейся после кризиса ситуации: как изменился рынок, его игроки и менеджеры компаний и, самое главное, какой опыт они приобрели.<BR>Свои взгляды на это высказывают петербургские участники рынка - системные интеграторы ("Поликом Про", Digital Design), связисты и Интернет-провайдеры ("ПетерСтар", "Телекоминвест", WebPlus), а также московские специалисты, работающие на рынке программного обеспечения.<BR>В том, что кризис еще не миновал, участники заочного диалога едины. А вот в некоторых оценках его нынешнего состояния и прогнозах их мнения отличаются.<BR><BR>Андрей Черников, генеральный директор компании "Поликом Про": <BR>"После резкого падения в августе-сентябре 1998 года рынок несколько приподнялся и вошел в состояние стагнации. К сожалению, оживление на нем вряд ли наступит до завершения парламентских и президентских выборов. Все это означает, что миновал нынешний этап кризиса".<BR><BR>Андрей Федоров, генеральный директор компании Digital Design:<BR> "Да, видимо, правильнее будет говорить не о завершении кризиса, а о стабилизации ситуации. Предприятия освоились с новыми экономическими условиями, определили стратегию поведения, скорректировали планы развития. Это, безусловно, облегчает работу на рынке по сравнению с осенью прошлого года. Однако информационные технологии одними из первых страдают от недостатка финансирования, и в этом плане кризис еще далеко не окончился". <BR><BR>Александр Няго, генеральный директор "Телекоминвеста": <BR>"Закономерный спад, наблюдавшийся с сентября 1998 по февраль 1999 года, завершился. Сегодняшнее состояние рынка можно характеризовать как платофазу: переход к посткризисной ситуации закончился, состояние относительно стабильное. Однако говорить о том, что кризис миновал, преждевременно. Снижение доходов привело к тому, что бизнес-планы компаний на 1998 год не выполнены в среднем на 15%".<BR><BR>Андрей Черников: <BR>"В целом падение рынка оказалось, пожалуй, меньше, чем можно было ожидать. Более всего упал спрос на базовые технологии - потребители "экономят на честности", не соблюдая лицензионную политику. Спрос на компьютерную технику упал меньше, спрос на услуги поддержки и разработки, пожалуй, почти не упал, если его сравнивать с индексом реальной заработной платы у компьютерных фирм и их клиентов. <BR>Коренным образом изменилось отношение к информационным технологиям в целом: престижные моменты почти исчезли, приобретается только то, что действительно необходимо".<BR><BR>Андрей Федоров:<BR>"На мой взгляд, изменилась структура потребительского рынка. Резко уменьшились запросы у банковских структур, на этом фоне увеличилась доля предприятий пищевой промышленности и производящих потребительские товары. Конечно, заказчики произвели и "переоценку ценностей": основной упор делается на продукты, способные дать быструю отдачу либо не требующие больших капитальных вложений".<BR><BR>Владимир Филиппов, менеджер отдела маркетинга по услугам передачи данных "ПетерСтар": <BR>"Нашей компании удалось сохранить клиентов. Стоит отметить, что количество клиентов при этом постепенно увеличивается. Но ситуация по спросу на телекоммуникационные услуги, конечно, отличается от той, что была до кризиса. Спрос на какие-то услуги связи уменьшился, а на отдельные виды услуг, например на доступ в Интернет, возрос. Видимо, это связано с тем, что эта область телекоммуникаций находится в стадии бурного развития и обладает огромным потенциалом".<BR><BR>Андрей Ширенко, генеральный директор ЗАО "Вэб Плас":<BR> "Изменилась требовательность заказчика к предлагаемым решениям. Клиенты стали более скрупулезно подходить к вопросам целесообразности затрат".<BR><BR>Ситуация с крупными проектами и изменения в ценовой политике компаний.<BR><BR>Андрей Черников: <BR>"С крупными проектами ничего принципиально не изменилось, по крайней мере для нас. В государственном (муниципальном) секторе сроки принятия решений настолько превышают время развертывания последнего кризиса, что говорить о его влиянии просто не приходится. В частном секторе клиенты стали больше внимания обращать на услуги и на реальную отдачу от проектов, что нам, как поставщику законченных решений, только на руку. <BR>Что касается цен, то и здесь можно говорить о пропорциональном их снижении: клиенты готовы платить меньше, но и затраты на проекты снизились. В этом смысле рынок от кризиса только выиграл".<BR><BR>Андрей Федоров: <BR>"Кризис позволил отмести "дутые" проекты, которые страдали глобализмом, не будучи экономически обоснованы. Работа над реальными проектами у наших заказчиков тем не менее продолжается, даже несмотря на тяжелое финансовое положение. Конечно, проблемы финансирования обострились, пришлось пересмотреть ряд цен и, соответственно, изменить объем проводимых работ, однако число действительно обоснованных крупных проектов, на наш взгляд, изменилось несущественно". <BR><BR>Андрей Ширенко: <BR>"Интернет-рынок не является рынком крупных проектов в обычном понимании этого выражения. Определенно, после кризиса несколько изменилась структура цен, но клиенты не готовы отказаться от услуг Интернета. Некоторые из них хотят сократить объемы услуг либо использовать более гибкие финансовые схемы".<BR><BR>Александр Няго: <BR>"Рынок крупных проектов в Петербурге достаточно стабилен. Ни соотношение цен, ни количество абонентов существенно не изменилось. Кризис ударил в основном по бедным слоям населения. Крупные проекты не остановились в своем развитии. Единственная проблема - привлечение кредитных средств, необходимых для развития, которые становятся все более "дорогими". Компании "Телекоминвеста" продолжают работу по развитию новых проектов. В 1999 году планируется начать работу по ряду проектов емкостью до $100 млн".<BR><BR>Те, кто выжил в катаклизме, пребывают в оптимизме.<BR><BR>Андрей Черников: <BR>"Мы стали тщательнее работать с имеющимися клиентами и пытаться подхватывать платежеспособную клиентуру у падающих компьютерных фирм. Мы принципиально переориентировали фирму на продажу собственной продукции и услуг вместо перепродажи готовых продуктов, прежде всего западных".<BR><BR>Андрей Федоров: <BR>"Прежде всего мы несколько изменили маркетинговую политику компании, с тем чтобы отвечать требованиям тех клиентов, которые оказались в непростом финансовом положении. Мы предложили заказчикам типовые решения, включающие в себя ноу-хау компании. Заказчик может их использовать в качестве модели при построении своих специализированных решений. В последнее время мы все чаще привлекаем к работам над проектом и внедрению сотрудников заказчиков, так как это не только снижает наши затраты на внедрение, но и повышает скорость и качество проводимых работ".<BR><BR>Владимир Филлипов: <BR>"Хотелось бы отметить наше новое предложение, предназначенное для абонентов, которые ведут бизнес с московскими фирмами и часто звонят в столицу. Таким клиентам предложены льготные тарифы. Новые планы на этот год предполагают также ввод IP-телефонии, продажу ISDN видеотелефонов".<BR><BR>Андрей Ширенко: <BR>"Наша компания представила целый ряд новых услуг, позволяющих клиентам снизить затраты. Было проведено весеннее снижение цен; клиентам стали предлагаться пакетные услуги, то есть клиент оплачивает только тот объем, который ему необходим, получая при этом наиболее оптимальное соотношение цены и качества".<BR><BR>Александр Няго: <BR>"В связи с тем, что положение компаний "Телекоминвеста" на рынке было и остается достаточно стабильным, проблемы стабилизировать его перед нами не возникало. Наша задача - увеличить долю рынка, занимаемую нашими компаниями". <BR><BR>О светлом будущем Интернет-технологий и Интернет-бизнеса в России.<BR><BR>Андрей Черников: <BR>"Интернет-технологии из области перспективы давно стали реальностью. Это относится не только к Web, но и к электронной почте, к компьютерной телефонии, даже к факсовой и голосовой связи. Все это сейчас интегрируется весьма активно с системами внутреннего документооборота предприятий, образуя то, что принято называть электронной коммерцией или электронным бизнесом. Мы занимаемся этим очень активно, в частности открыли новую линию программных продуктов для "электронного маркетинга". <BR>Работа в направлении Интернета не просто способна принести большие деньги - на мировом рынке спрос устойчиво превышает предложение. Наш прогноз: в течение ближайшего времени и в России будет точно так же. Чего не хватает в России, так это понимания того, что может дать Интернет уже сейчас".<BR><BR>Андрей Федоров: <BR>"Мы традиционно ориентируем свои программные продукты на технологию Интернет/Интранет. Заказчик обычно осознает преимущество Интранет-технологии уже в процессе эксплуатации, когда убеждается, что в отличие от других систем "тонкие" клиенты не требуют никаких затрат на сопровождение, их не надо повторно устанавливать при сбоях системы или замене компьютера, они не конфликтуют с другими программами и т.д.<BR>Единственное, чего опасается заказчик при внедрении подобного рода систем, - это проблемы по защите информации. В этом случае мы предлагаем комплекс продуктов и услуг по организации сети Интранет (защищенной корпоративной сети Интернет), которые позволяют не только не уменьшить, но даже увеличить степень защиты корпоративных данных по сравнению с децентрализованной обработкой. Это направление очень перспективное и будет сильно развиваться, в том числе за счет электронной коммерции. Кроме того, будет все более возрастать необходимость оперативного представления информации о компании, услугах и ресурсах. Пока это направление является относительно новым и потому воспринимается с осторожностью, однако мы уже убедились, что, один раз обнаружив преимущество Интернет-технологии на рабочих местах, заказчик остается ей верным".<BR><BR>Владимир Филлипов: <BR>"Помимо активно действующей услуги неавторизуемого доступа в Интернет для клиентов "ПетерСтар" в наших планах - развивать электронную коммерцию (т.е. осуществлять заказ и продажу услуг с помощью Интернета). Далее - прием платежей через Интернет с помощью системы электронных платежей. По нашим прогнозам, число фирм, работающих в направлении Интернета, возрастет. Увеличится также и количество проектов, реализуемых на базе Интернета. Уже не существует проблем с доступом в Интернет, и гораздо большее значение в скором времени приобретет само наполнение информационного пространства содержанием (создание контента). Таким образом, откроется широкое поле деятельности для больших и малых фирм, которые будут заниматься именно этим".<BR><BR>Александр Няго: <BR>"Работу в области Интернет-проектов можно определить как одно из самых перспективных направлений. На базе дочерних компаний разрабатывается проект сети высокоскоростного доступа (технология ADSL), который позволит пользователям в десятки раз увеличить скорость доступа в Интернет. Также большое внимание мы уделяем созданию информационных проектов - специализированных Интернет-серверов, интегрирующих различные услуги связи. Это интеграция мобильной связи и Интернета - "Мобильный Интернет", это единая система передачи мобильных, пейджинговых и Интернет-сообщений - "ЕСМС". Несомненно, являясь одной из самых быстроразвивающихся областей, работа в области Интернет-проектов способна приносить значительные доходы. Однако нельзя забывать, что рынок Интернет-услуг пока не является массовым, а состоит из ограниченного круга пользователей. По доходности Интернет-услуги намного уступают сотовой связи, и в ближайшем будущем резкий рост доходов едва ли возможен".