Антикварный рынок живет эксклюзивом и прирастает подарками

Петербург, формально оставаясь обладателем звания антикварной столицы России, по факту является поставщиком старинных вещей для московских салонов и коллекционеров.

<BR><BR>Петербург, формально оставаясь обладателем звания антикварной столицы России, по факту является поставщиком старинных вещей для московских салонов и коллекционеров.<BR>Местный рынок антиквариата напрямую зависит от Москвы и от его предпочтений и колебаний.<BR>По различным оценкам, до 70% местного рынка контролируют московские скупщики (так называемые дилеры).<BR>"Весь дорогой и серьезный антиквариат уезжает в Москву. Там сконцентрирован слой покупателей дорогого и шикарного антиквариата, там же - лучшие реставраторы..." - признает генеральный директор фирмы "Балтекс" Станислав Домбровский.<BR>"Из Петербурга в советское время всегда возили антиквариат: в Прибалтику, в Грузию, на Запад, сейчас - в Москву. Вывезли все посредственное - сливки остались", - не видит ничего трагичного в подобном положении генеральный директор салона "Санкт-Петербург" Евгений Малышев.<BR><BR><B>Вот такой он, северный олень</B><BR>Общий объем продаж антиквариата в Петербурге приблизительно можно оценить в несколько десятков миллионов долларов в год. При этом рынок старинных вещей обладает некоторыми весьма загадочными свойствами. Например, несмотря на постоянно декларируемую нестабильность данного бизнеса и зависимость его от удачного стечения обстоятельств, случаи закрытия антикварных магазинов чрезвычайно редки.<BR>Помимо магазинов, дилеров и коллекционеров полноправными участниками рынка являются реставраторы и эксперты, которые определяют подлинность вещей: для этих целей антиквары, как правило, привлекают специалистов Третьяковской галереи, Эрмитажа и Русского музея.<BR>Если еще несколько лет назад погоду на рынке делали не антикварные магазины, а частные скупщики-дилеры, через которых проходила большая часть сделок, то теперь первые значительно потеснили вторых. По различным оценкам, магазины сегодня контролируют от 60 до 90% всего антикварного рынка города.<BR>Дополнительным способом действия на рынке для антикваров является участие в специализированных салонах. Подобные салоны уже 3 года успешно проводятся в Москве - число посетителей антикварных экспозиций доходит до 30 тыс. человек. Петербургские антиквары очень активно участвуют в московских мероприятиях, в то же время в Петербурге антикварные выставки никогда не проводились (первый Петербургский антикварный салон открывается сегодня). При этом антиквары считают участие в местном салоне с финансовой точки зрения достаточно рискованным.<BR>"Когда мы едем на салон в Москву - это большие затраты на перевозку, аренду стенда и т.д., но все равно мы уверены, что что-то продадим и затраты оправдаем. Здесь все по-другому. Не думаю, что москвичи приедут покупать в Петербург. Так что задача местного салона - привлечь внимание людей, которые раньше опасались работать с антикварами, приносить вещи", - рассуждает генеральный директор "Антик-центра" Роман Жаголко.<BR><BR><B>Две большие разницы</B><BR>Методы формирования московского и петербургского рынков заметно отличаются друг от друга.<BR>Если столичный рынок насыщается за счет дилеров, которые свозят предметы старины из различных регионов, то в Петербурге ассортимент магазинов формируется прежде всего за счет так называемого первичного рынка - скупки вещей у населения.<BR>Такое положение вещей естественным образом приводит к тому, что цены на московском рынке старины несколько выше: на аналогичный по качеству антиквариат разница достигает 10-20% и более.<BR>Значительно отличаются и методы работы антикваров: местные торговцы много сговорчивее своих московских коллег.<BR>"У московского антиквара в лучшем случае можно отторговать 10-20%. В Петербурге уступают гораздо больше", - дает оценку учредитель компании "Русская старина" Борис Цейтлин.<BR>"Объясняется это просто: местным антикварам катастрофически не хватает денег. Поэтому порой вещи отдаешь практически за те же деньги, чтобы они не застряли. Упустил момент - вещь будет пылиться год, два", - объясняет Роман Жаголко.<BR>Корреспондент "ДП" стал свидетелем показательного диалога покупателя и директора антикварного магазина: "А сколько, например, стоит у вас вот это ситечко?" - "Допустим, $150". - "Ну, это слишком..." - "А сколько тогда дадите вы?" - "$100". - "Договорились..."<BR><BR><B>Запоздалый рост</B><BR>В Северной столице легальный рынок антиквариата начал активно развиваться несколькими годами позже московского (долгое время во всем городе работал единственный антикварный салон - открытие других попросту не разрешалось).<BR>Основная масса антикварных магазинов в Петербурге появилась уже после 1993 года (на сегодня имеют лицензию на торговлю антиквариатом 52 магазина), благодаря чему местные антиквары не застали периода шальных денег, финансовых пирамид и т.п. В результате здесь никогда не происходили истории типа: "Беру все от этой картинки до той стенки", которые до сих пор с удовольствием рассказывают почти в каждом столичном салоне.<BR> Кроме того, в Петербурге никогда не играли заметной роли корпоративные покупатели, в отличие от столицы, где до середины прошлого года только ленивый банкир не собирал что-то из антиквариата.<BR>Несмотря на это рынок успешно развивался: магазины специализировались по профилям деятельности, а цены на хороший антиквариат ежегодно росли на 25-30%.<BR><BR>После...<BR>Судьбоносным моментом, сыгравшим злую шутку с антикварным рынком, стал август 1998 года. Общее падение объемов продаж, по различным оценкам, составило от 10 до 50%, более того, рынок до сих пор не достиг докризисных показателей.<BR>У антикваров не только резко снизился поток клиентов - значительные изменения претерпела структура покупательского спроса. <BR>В первую очередь из числа клиентов магазинов старины исчез средний класс, обычно обращавшийся к антикварам, чтобы украсить свою недавно отремонтированную квартиру.<BR>"Раньше покупали как богатые люди, так и средний класс - в начале прошлого года он начал уже очень хорошо ощущаться. С началом кризиса средний класс был отметен", - утверждает Станислав Домбровский.<BR>"Спрос упал в первую очередь на вещи среднего или ниже среднего уровня - так называемые обстановочные вещи. Например, если полотна Жуковского до августа стоили крайне дорого - $20-25 тыс., то сейчас их не продать и за $15 тыс. Если раньше клиенты платили легко, то теперь нередки случаи, когда люди забирают задатки за вещи: нет средств", - говорит Роман Жаголко.<BR><BR><B>Топ</B><BR>По-прежнему значительный спрос сохранился только на дорогую эксклюзивную часть ассортимента.<BR>"Спрос упал на вещи рядового значения. На то же, что можно отнести к произведениям искусства, цены после 17 августа, которые раньше ползли вверх, просто стабилизировались", - считает Борис Цейтлин.<BR>"Всегда был, есть и будет спрос на хорошую русскую живопись - на Айвазовского, Шишкина, "Мир искусства", то есть Репина, Серова, Бакста, на "Бубновый валет". Про Врубеля я вообще не говорю. На большую картину Врубеля человек 50 покупателей найдется сразу же. Только найти трудно", - заметил Роман Жаголко.<BR>В то же время, по мнению некоторых антикваров, за последние месяцы вновь активизировалась торговля так называемым подарочным ассортиментом.<BR>"Рынок стал подарочным. Берут то, что недорого - до 10-15 тыс. рублей, - но интересно. Например, рынок приподнялся в отношении недорогих икон", - сказал Станислав Домбровский.<BR>"Буквально 2 последних месяца люди стали покупать мелкие вещи - чашечки, статуэтки, безделушки. Очень недорогие - стоимостью 200, 300, 500 рублей. Меня это радует: поток шедевров не бесконечен, дешевые же предметы дают стабильный доход. <BR>Здесь так же, как на рынке, неизвестно, кто больше выгадывает: продавец дорогущей вырезки или человек, скромно торгующий пучочками петрушки", - размышляет генеральный директор компании "Абим Плюс" Владимир Шейко.