00:0031 мая 199900:00
8просмотров
00:0031 мая 1999
На наш взгляд, данная публикация является довольно симптоматичной для всего рынка психологических услуг в сфере бизнеса: с одной стороны, отчетливо выражает уровень и качество действующих на рынке консультантов, с другой - характеризует процессы и проблем
<BR><BR>На наш взгляд, данная публикация является довольно симптоматичной для всего рынка психологических услуг в сфере бизнеса: с одной стороны, отчетливо выражает уровень и качество действующих на рынке консультантов, с другой - характеризует процессы и проблемы, существующие в самой бизнес-среде.<BR>Обращает на себя внимание заметное сходство структуры текста с рубриками в бесплатных газетах типа: "Как Василий бросил пить, начал денежки копить". Различие, по сути, одно: в нашем случае авторы, видимо, ориентируются на уже накопивших денежки. Но в обоих случаях присутствуют и отдельные элементы нравоучения, и конкретные программы действий (обращение к консультанту-спасителю и "обучение особым технологиям"), и последствия. В первом случае речь идет о чудесном избавлении от алкоголизма, в другом - сказка страшнее и напоминает кликушество: "торможение мозговой активности", разорение, смерть и к тому же порча "генетического куста". Но спасение есть - консультант проверит чистоту ваших денег.<BR>Не менее изящно и содержательно авторы предлагают решать проблемы управления персоналом: "плохих парней" уволить, наладить "положительный энергетический обмен" и учитывать (?) темперамент. В противном случае вы, господа менеджеры, "обесточитесь" и здоровье ваше, как следствие, пошатнется.<BR>А если серьезно, то наивно было бы предполагать, что такого рода обращения не имеют своего адресата и реальной почвы для существования. Высокий уровень тревоги, характерный для современного бизнесмена, является в общем-то адекватной реакцией на неопределенность бизнес-среды и в то же время субъективно крайне мучителен. Поэтому комфортнее опасаться "черной энергетики денег", "сглаза" и иметь хоть какую-то схему. В этой связи становится понятна удивительная подверженность сугубо рациональных, деловых людей подобного рода влияниям. <BR>Привлечение бредоподобных конструктов для объяснения, снятия неопределенности (особенно характерное в кризисные периоды) в деловой сфере приводит в лучшем случае к финансовым потерям. Мне неизвестны успешные бизнесмены, которые в реальной деятельности действительно руководствуются цветом ауры делового партнера или его астрологическим знаком. <BR>Иное значение приобретают такие конструкты при формировании климата в коллективе, стиля управления и корпоративной культуры в целом. Во-первых, неадекватность руководителя может восприниматься как норма и непосредственно усваиваться подчиненными. Во-вторых, отрицательные последствия носят отсроченный характер (и в дальнейшем трактуются консультантом, а с его подачи и заказчиком как действие "черных сил").<BR>Подобное положение дел является довольно удобным и для консультанта, и, как ни парадоксально, для заказчика. Для первого это реальная возможность быть не обремененным разного рода знаниями и нести при этом светоч своего знания людям. Для заказчика же это - возможность "быстренько" разобраться, снять существующую неопределенность, почувствовать хотя бы на время контроль над ситуацией.<BR>В этой связи у ряда коллег-психологов также возникает непреодолимый соблазн "взять и все упростить". Вопрос же о научной обоснованности данных схем и об адекватности их конкретного приложения не возникает вовсе. Даже в тех случаях, когда психолог критичен к собственной позиции и подобные упрощения использует как терапевтическую метафору, остается проблема адекватности использования подобных схем заказчиком в дальнейшем.<BR>Реальное решение проблемы предъявляет высокие требования к профессионализму консультанта и не всегда удовлетворяет скрытые ожидания заказчиком чудодейственного ее разрешения.