00:0024 мая 199900:00
15просмотров
00:0024 мая 1999
Приглашая ректоров петербургских высших учебных заведений на заседание круглого стола, "ДП" предложил высказаться на тему, является ли Петербург учебной столицей России, и оценить востребованность предлагаемого вузами города образования.
<BR>Приглашая ректоров петербургских высших учебных заведений на заседание круглого стола, "ДП" предложил высказаться на тему, является ли Петербург учебной столицей России, и оценить востребованность предлагаемого вузами города образования.<BR>Впроцессе дискуссии участники, продемонстрировав искреннюю заинтересованность, обозначили ряд типичных проблем первого высшего образования, которые волнуют и абитуриентов, и студентов, и выпускников, и преподавателей, и даже чиновников от образования.<BR><BR><B>Столичные проблемы</B><BR>Александр Горшков: Я сразу заявляю, что Петербург - образовательная столица, мы по масштабам и значимости уступаем в России только Москве. Точнее, по масштабам - да, а по значимости, может быть, и нет. У нас в городе есть все специальности и направления подготовки специалистов, которые стандартизированы в России. Совершенно уникальный блок гуманитарных вузов, естественно-научных, технических. Про вузы культуры и искусства вообще говорить не приходится, потому что ни в одном городе мира таких сильных творческих вузов нет, как у нас.<BR>К сожалению, из года в год снижается доля иногородних студентов. Мы ежегодно принимаем на дневное отделение по госбюджету 25-26 тысяч человек - а это больше, чем выпускников 11-х классов в Петербурге. То есть мы можем, по идее, всех выпускников принять без конкурса. Если у нас не будет иногородних абитуриентов - мы не обеспечим конкурсный набор вообще. Этот неблагоприятный фактор нам нужно учитывать и всячески содействовать тому, чтобы способные иногородние ребята приезжали в Петербург поступать. В 1998 году средний конкурс по городу составил 2,8 человека на место - но это конкурс скорее виртуальный: дело в том, что в прошлом году впервые было разрешено подавать заявления сразу в несколько вузов. Заявлений было подано 53 тысячи, а реальных людей явно меньше.<BR><BR>Владимир Глухов: С иногородними студентами тяжелейшая проблема - это обеспечение общежитиями. Государственный механизм сегодня требует, чтобы студенты за общежитие платили 10-15 рублей (в месяц!), а реально содержание одного места обходится как минимум в 10 раз больше. Где же вузу искать остальные 90%? Вторая проблема - нагрузка на город. Почему, например, город должен обеспечивать льготными проездными людей из других городов? За рубежом принято в такой ситуации правило: город, направляющий своих студентов на обучение, доплачивает городу принимающему. Петербург же вынужден дотировать большое число студентов - в частности, по проезду в общественном транспорте. Третье: тяжелая ситуация с поддержанием существующего контингента преподавателей. Жить у нас дорого, и во многих случаях не удается удержать талантливых и активных молодых людей, которые бы хотели и могли работать в вузе, но не могут существовать на ту зарплату, которая есть в государственном вузе. Поэтому мы испытываем уже определенные трудности с сохранением своих школ сегодня. И последний момент - это боязнь иногородних родителей посылать своих детей учиться в Петербург...<BR><BR>Валентин Галенко: ...который с легкой руки прессы назван "криминальной столицей России".<BR><BR>Владимир Глухов: Рвутся и транспортные связи - цены растут, а количество рейсов и маршрутов уменьшается. К тому же нет нормально действующего механизма перевода валюты стран Средней Азии и Кавказа - а родители студентов из этих стран хотят как-то поддерживать своих детей. <BR><BR>Виктор Вениаминов: Я думаю, сейчас корректно вопрос ставить так: "Как сохранить позицию города, который всегда считался вузовской, научной, образовательной столицей России?" <BR>Важно отметить, что, когда начались преобразования в России 10 лет назад, система образования города отреагировала: у нас, например, появился первый негосударственный вуз, у нас - в отличие от многих регионов и даже Москвы - цивилизованные отношения между государственными и негосударственными вузами, мы взаимодействуем. Но мы страшно отстаем с точки зрения информационных технологий. И еще: понятно, что государственные вузы будут существовать всегда. А вот развитие негосударственных связано с риском. И у нас сейчас идет речь о заключении договорных отношений между более сильными и более слабыми вузами для минимизации этого риска для студентов. Может быть, если это будет поддержано на уровне города, то станет серьезным шагом, подкрепляющим наш статус как одной из столиц.<BR><BR>Надежда Артамонова: Может быть, мы могли бы, объединившись с разными вузами, создать центр, где выдающиеся профессора читали бы через Интернет лекции в разные регионы страны? <BR><BR>Владимир Фильчаков: Быть столицей, возможно, означает, что должна быть какая-то экспансия Петербурга в другие регионы. Кстати, они к этому достаточно готовы. А для экспансии, которая могла бы выразиться в дистанционном обучении, нужны общие ресурсы, и прежде всего - методическое обеспечение.<BR><BR>Виталий Снетков: Мы погнались сейчас все за деньгами, которые идут из регионов. Но мы забываем о том, что люди, которые там учатся, там и остаются - и становятся той пятой колонной, которая развалит нашу Федерацию в конце концов. То, что случилось у нас с Союзом, когда мы создали интеллектуальную элиту в республиках, а они нас в конце концов развалили, - то же может случиться и с Федерацией. (Желающих категорически возразить Виталию Снеткову оказалось так много, что ведущий вынужден был напомнить собравшимся обсуждаемую тему.)<BR><BR>Сергей Мордовин: Я лично не думаю, что Петербург должен или может стать учебной столицей России. Одна из причин - лучшие преподавательские кадры, по крайней мере в сегменте бизнес-образования, находятся в Москве. Вот прозвучало: аспирантов стало в 3 раза больше в городе, чем в советские времена. А кому они нужны, если у нас преподавателей стало меньше? Мы чьи потребности удовлетворяем - общества, промышленности или свои собственные? Должен быть заказ: общества, конкретного сектора экономики. А то получается, что мы стремимся увеличить количество студентов. А для чего? Чтобы они были безработные? Сегодня любые исследования показывают, что одним из главных критериев абитуриента является гарантированное трудоустройство после обучения. Даже не брэнд института.<BR><BR>Кто заказывал институт?<BR>Виктор Вениаминов: У меня есть возражения. Какой может быть заказ в рыночных отношениях? Спрос! Но это отнюдь не спрос работодателей. Это еще и спрос самих желающих обучаться и их родителей.<BR><BR>Сергей Мордовин: Мы исходим сегодня из приема, а мне кажется, мы должны исходить из выпуска: сколько наших студентов нужно? И тогда все встанет на свои места. К сожалению - к огромному сожалению, - в Петербурге тогда, наверное, половина нашего высшего образования останется, а то и одна треть, если мы будем говорить о реальном заказе, обеспеченном деньгами.<BR><BR>Александр Горшков: У нас финансирование высшей школы в этом году сведено в государственном секторе практически до уровня $140 на одного студента в год. А потребность - несколько тысяч. Но нельзя все сводить к экономическим категориям. Образование самоценно! И мы должны обязательно учитывать стремление индивида поднять свой образовательный уровень, занять более достойное положение в обществе. Измерять сейчас уровень подготовки тем, сколько мы трудоустроили, тоже нельзя: кризис. Если мы сегодня подстроим под заказ масштабы высшей школы, мы ее в 10 раз должны сократить! Что будет дальше? Как потом восстановить масштабы и школы традиционные?<BR>Кстати, с безработными не так и плохо дело обстоит. Среди вузовских выпускников каждого учебного года - 10-11 тысяч петербуржцев. Так вот: 90% трудоустраиваются. По специальности - меньше, естественно. Востребованным, так сказать, багаж знаний, который они получили, оказывается процентов у 10-15. Да, структура подготовки в высшей школе совершенно никак сейчас не увязана с потребностью.<BR><BR>Виктор Вениаминов: В государственных вузах! В негосударственных совсем другая картина.<BR><BR>Надежда Артамонова: Престиж петербургского диплома - любого - и сейчас достаточно высок. Лет 6 назад мы в институте решили перенести центр тяжести нашей работы в регионы. Мы даем экономически выгодную возможность получить образование, не приезжая в Петербург. <BR>К тому же родители довольны, что 17-18-летний студент остается дома. И главное - на местах мы обучаем по тем специальностям, на которые там есть спрос, людей, которые не бросят свой дом и не поедут в какие-то крупные промышленные центры. Кроме того, у нас сняты проблемы с общежитием. И таким образом мы можем принимать больше петербуржцев.<BR><BR>Владимир Глухов: Доля людей, которых мы обучаем в регионе, сегодня составляет более 50%. И еще мы создали филиалы в других государствах.<BR><BR>Валентин Галенко: То же и в Финэке.<BR><BR>Александр Горшков: У нас недавно была конференция по дистанционному образованию, и по ее итогам было принято решение о том, что ведущие университеты Петербурга разрабатывают проект создания Северо-Западного открытого университета в форме некоммерческого партнерства и мы будем использовать технологии дистанционного обучения для расширения своего влияния на наш регион и регионы Крайнего Севера.<BR><BR>Надежда Артамонова: К тому же мне кажется, что будущий студент - это человек с двойным и тройным образованием. Нужно создавать такие образовательные программы, которые в пределах 5, а может быть, 7 лет давали студенту одно базовое и два дополнительных образования (скажем, экономическое плюс менеджмент и юриспруденция).<BR><BR>Валерий Катькало: Полностью поддерживаю идею междисциплинарности как той специальности, которая будет востребована через несколько лет, - это общее направление развития мировой высшей школы. <BR>У нас до сих пор нет представления о том, что образование - это особая отрасль народного хозяйства. И до начала 90-х она была практически целиком населена государственными предприятиями-вузами. С тех пор произошло только два процесса в этой сфере: нарождение новых структурных образований и попытка самыми разными способами самосохранения старых структур. Не произошло переструктурирование специальностей - один из главных критериев того, что реально эта индустрия не претерпела никаких изменений. А уповать только на государственное финансирование высшей школы, мягко говоря, несовременно. Следует говорить о плюрализме источников финансирования.<BR><BR>Александр Горшков: И не будет у нас высшего образования, если мы будем отрицать ответственность государства!<BR><BR>Валерий Катькало: Кто же отрицает?<BR><BR>Валентин Галенко: А вспомните прокрустово ложе стандартов, в которые нас загоняют! Стандарт executive MBA - это классная вещь! Я себе представил, как где-нибудь в Анадыре кто-нибудь пройдет лицензирование, аттестацию и все прочее и он будет выдавать диплом MBA. Рынок, конечно, нас расставит по местам - когда-нибудь. Сейчас во всех вузах стали учить, скажем, экономике. Понятно почему: нужно зарабатывать деньги. Но я знаю, что к нам, в Высшую экономическую школу, приходят люди переучиваться потом по той же специальности! Поэтому мы должны повышать степень жесткости в оценке качества работы вуза.<BR><BR>Евгений Шевченко: Я могу вам сказать профессионально, что дипломы любого нашего вуза за рубежом ПРИНИМАЮТСЯ, если они соответствуют нашим же законам. 11 июля 1997 года ЮНЕСКО выпущены рекомендации о том, как признавать российские дипломы.<BR><BR>Валерий Катькало: А при чем здесь регламентирующие рекомендации? Речь идет о реальном признании дипломов на рынке труда.<BR><BR><B>По росту</B><BR>Александр Горшков: Мы должны предлагать качественное образование! Ректоры государственных вузов порой сетуют: вот, негосударственный очередной вуз открылся, переманивают преподавателей, отвлекают на себя абитуриентов, которые готовы платить за образование. А кто мешает в государственных вузах это же делать? <BR><BR>Евгений Шевченко: Как говорят мои коллеги из стран Балтии, все они завалены дипломами непонятных высших учебных заведений, а иногда и государственных наших вузов, не соответствующими нашим же, российским, законам. И еще зарубежные коллеги часто спрашивают: "А почему у вас нет общественной аккредитации - теми же союзами работодателей, например?" И ведь действительно, такая аккредитация могла бы расставить все точки над "и"! Если бы "Деловой Петербург" опубликовал список тех общественных организаций, которые могли бы провести такую аккредитацию... Составить с помощью, может быть, учебных заведений критерии - и провести аккредитацию.<BR><BR>Сергей Мордовин: Я представляю Россию в European Foundation for Management Development, в рамках которой создана Ассоциация национальных ассоциаций. Так вот последняя как раз недавно обсуждала проблемы рейтингов в Европе и выступила с категорическим открытым заявлением о том, что нельзя никаких рейтингов публиковать, потому что все рейтинги оплачиваются заказчиками. Они оплачены теми, кто стоит на первых местах, а не реальным заказчиком, потребителем, который формирует спрос, которому и нужен этот рейтинг. А это родители, работодатели... <BR>Если будет разработана очень серьезная методика очень серьезными людьми и показано, на основании каких критериев вот тот вуз стоит на 18-м месте, а вот этот - на 28-м. Иначе мы обманываем общество.<BR><BR>Владимир Глухов: Подождите-подождите, у нашего родного министерства есть очень серьезные методики, которые включают в себя 70 показателей. Их можно критиковать, но они есть.<BR><BR>Александр Горшков: Корпоративный рейтинг - он объективный, поэтому рейтинг министерства нужно уважать. Рейтинг проректоров по международным связям тоже нужно уважать, они в интересах своей корпорации разработали.<BR><BR>Сергей Мордовин: Как только рейтинг выйдет на страницы такой уважаемой газеты, как "Деловой Петербург", - это маркетинг, это реклама.<BR><BR>Александр Горшков: Каждый год петербургские вузы дают тысячу-полторы безработных. По-прежнему пока там доминируют инженеры. Экономисты и финансисты вышли на второе место - 17% в структуре безработных молодых специалистов. Из них 7% - те, кто получил образование в традиционных школах - Финэке, Университете, Инжэке, а 10% - это выпускники технических университетов, для которых подготовка по этим специальностям не свойственна. И мы не имеем права, наверное, поддерживать направления, которые не соответствуют критериям, выдвигаемым самой жизнью. Так что, если вы это сделаете, очень полезное будет дело.<BR><BR>Валерий Катькало: Но в высшей школе готовятся специалисты двух разных типов. Есть профессиональная подготовка (экономические специальности, юристы, журналисты), а есть более фундаментальные направления. Поэтому в разных вузах и, более того, на разных факультетах и даже кафедрах должны быть разные критерии.<BR> <BR>Евгений Шевченко: Поэтому только общественная организация может определить, чей рейтинг выше, - скажем, общество экономистов какое-нибудь.<BR><BR>Валерий Катькало: Согласен, а вот цеховая оценка друг друга внутри сообщества не имеет никакого отношения к финансовым потокам. <BR>Вопрос рейтингов напрямую связан и со способностью работать со спонсорами, которые дают деньги высшему образованию не потому, что государственными соглашениями что-то предписано, а потому, что они имеют стратегический интерес в таком партнерстве.<BR>Круглый стол вел Олег Третьяков.<BR><B>Материал подготовила </B><BR>Вера Рачкова.