Петербургские вузы готовы принять всех выпускников петербургских школ. Но считают это бесперспективным

Приглашая ректоров петербургских высших учебных заведений на заседание круглого стола, "ДП" предложил высказаться на тему, является ли Петербург учебной столицей России, и оценить востребованность предлагаемого вузами города образования.

<BR>Приглашая ректоров петербургских высших учебных заведений на заседание круглого стола, "ДП" предложил высказаться на тему, является ли Петербург учебной столицей России, и оценить востребованность предлагаемого вузами города образования.<BR>Впроцессе дискуссии участники, продемонстрировав искреннюю заинтересованность, обозначили ряд типичных проблем первого высшего образования, которые волнуют и абитуриентов, и студентов, и выпускников, и преподавателей, и даже чиновников от образования.<BR><BR><B>Столичные проблемы</B><BR>Александр Горшков: Я сразу заявляю, что Петербург - образовательная столица, мы по масштабам и значимости уступаем в России только Москве. Точнее, по масштабам - да, а по значимости, может быть, и нет. У нас в городе есть все специальности и направления подготовки специалистов, которые стандартизированы в России. Совершенно уникальный блок гуманитарных вузов, естественно-научных, технических. Про вузы культуры и искусства вообще говорить не приходится, потому что ни в одном городе мира таких сильных творческих вузов нет, как у нас.<BR>К сожалению, из года в год снижается доля иногородних студентов. Мы ежегодно принимаем на дневное отделение по госбюджету 25-26 тысяч человек - а это больше, чем выпускников 11-х классов в Петербурге. То есть мы можем, по идее, всех выпускников принять без конкурса. Если у нас не будет иногородних абитуриентов - мы не обеспечим конкурсный набор вообще. Этот неблагоприятный фактор нам нужно учитывать и всячески содействовать тому, чтобы способные иногородние ребята приезжали в Петербург поступать. В 1998 году средний конкурс по городу составил 2,8 человека на место - но это конкурс скорее виртуальный: дело в том, что в прошлом году впервые было разрешено подавать заявления сразу в несколько вузов. Заявлений было подано 53 тысячи, а реальных людей явно меньше.<BR><BR>Владимир Глухов: С иногородними студентами тяжелейшая проблема - это обеспечение общежитиями. Государственный механизм сегодня требует, чтобы студенты за общежитие платили 10-15 рублей (в месяц!), а реально содержание одного места обходится как минимум в 10 раз больше. Где же вузу искать остальные 90%? Вторая проблема - нагрузка на город. Почему, например, город должен обеспечивать льготными проездными людей из других городов? За рубежом принято в такой ситуации правило: город, направляющий своих студентов на обучение, доплачивает городу принимающему. Петербург же вынужден дотировать большое число студентов - в частности, по проезду в общественном транспорте. Третье: тяжелая ситуация с поддержанием существующего контингента преподавателей. Жить у нас дорого, и во многих случаях не удается удержать талантливых и активных молодых людей, которые бы хотели и могли работать в вузе, но не могут существовать на ту зарплату, которая есть в государственном вузе. Поэтому мы испытываем уже определенные трудности с сохранением своих школ сегодня. И последний момент - это боязнь иногородних родителей посылать своих детей учиться в Петербург...<BR><BR>Валентин Галенко: ...который с легкой руки прессы назван "криминальной столицей России".<BR><BR>Владимир Глухов: Рвутся и транспортные связи - цены растут, а количество рейсов и маршрутов уменьшается. К тому же нет нормально действующего механизма перевода валюты стран Средней Азии и Кавказа - а родители студентов из этих стран хотят как-то поддерживать своих детей. <BR><BR>Виктор Вениаминов: Я думаю, сейчас корректно вопрос ставить так: "Как сохранить позицию города, который всегда считался вузовской, научной, образовательной столицей России?" <BR>Важно отметить, что, когда начались преобразования в России 10 лет назад, система образования города отреагировала: у нас, например, появился первый негосударственный вуз, у нас - в отличие от многих регионов и даже Москвы - цивилизованные отношения между государственными и негосударственными вузами, мы взаимодействуем. Но мы страшно отстаем с точки зрения информационных технологий. И еще: понятно, что государственные вузы будут существовать всегда. А вот развитие негосударственных связано с риском. И у нас сейчас идет речь о заключении договорных отношений между более сильными и более слабыми вузами для минимизации этого риска для студентов. Может быть, если это будет поддержано на уровне города, то станет серьезным шагом, подкрепляющим наш статус как одной из столиц.<BR><BR>Надежда Артамонова: Может быть, мы могли бы, объединившись с разными вузами, создать центр, где выдающиеся профессора читали бы через Интернет лекции в разные регионы страны? <BR><BR>Владимир Фильчаков: Быть столицей, возможно, означает, что должна быть какая-то экспансия Петербурга в другие регионы. Кстати, они к этому достаточно готовы. А для экспансии, которая могла бы выразиться в дистанционном обучении, нужны общие ресурсы, и прежде всего - методическое обеспечение.<BR><BR>Виталий Снетков: Мы погнались сейчас все за деньгами, которые идут из регионов. Но мы забываем о том, что люди, которые там учатся, там и остаются - и становятся той пятой колонной, которая развалит нашу Федерацию в конце концов. То, что случилось у нас с Союзом, когда мы создали интеллектуальную элиту в республиках, а они нас в конце концов развалили, - то же может случиться и с Федерацией. (Желающих категорически возразить Виталию Снеткову оказалось так много, что ведущий вынужден был напомнить собравшимся обсуждаемую тему.)<BR><BR>Сергей Мордовин: Я лично не думаю, что Петербург должен или может стать учебной столицей России. Одна из причин - лучшие преподавательские кадры, по крайней мере в сегменте бизнес-образования, находятся в Москве. Вот прозвучало: аспирантов стало в 3 раза больше в городе, чем в советские времена. А кому они нужны, если у нас преподавателей стало меньше? Мы чьи потребности удовлетворяем - общества, промышленности или свои собственные? Должен быть заказ: общества, конкретного сектора экономики. А то получается, что мы стремимся увеличить количество студентов. А для чего? Чтобы они были безработные? Сегодня любые исследования показывают, что одним из главных критериев абитуриента является гарантированное трудоустройство после обучения. Даже не брэнд института.<BR><BR>Кто заказывал институт?<BR>Виктор Вениаминов: У меня есть возражения. Какой может быть заказ в рыночных отношениях? Спрос! Но это отнюдь не спрос работодателей. Это еще и спрос самих желающих обучаться и их родителей.<BR><BR>Сергей Мордовин: Мы исходим сегодня из приема, а мне кажется, мы должны исходить из выпуска: сколько наших студентов нужно? И тогда все встанет на свои места. К сожалению - к огромному сожалению, - в Петербурге тогда, наверное, половина нашего высшего образования останется, а то и одна треть, если мы будем говорить о реальном заказе, обеспеченном деньгами.<BR><BR>Александр Горшков: У нас финансирование высшей школы в этом году сведено в государственном секторе практически до уровня $140 на одного студента в год. А потребность - несколько тысяч. Но нельзя все сводить к экономическим категориям. Образование самоценно! И мы должны обязательно учитывать стремление индивида поднять свой образовательный уровень, занять более достойное положение в обществе. Измерять сейчас уровень подготовки тем, сколько мы трудоустроили, тоже нельзя: кризис. Если мы сегодня подстроим под заказ масштабы высшей школы, мы ее в 10 раз должны сократить! Что будет дальше? Как потом восстановить масштабы и школы традиционные?<BR>Кстати, с безработными не так и плохо дело обстоит. Среди вузовских выпускников каждого учебного года - 10-11 тысяч петербуржцев. Так вот: 90% трудоустраиваются. По специальности - меньше, естественно. Востребованным, так сказать, багаж знаний, который они получили, оказывается процентов у 10-15. Да, структура подготовки в высшей школе совершенно никак сейчас не увязана с потребностью.<BR><BR>Виктор Вениаминов: В государственных вузах! В негосударственных совсем другая картина.<BR><BR>Надежда Артамонова: Престиж петербургского диплома - любого - и сейчас достаточно высок. Лет 6 назад мы в институте решили перенести центр тяжести нашей работы в регионы. Мы даем экономически выгодную возможность получить образование, не приезжая в Петербург. <BR>К тому же родители довольны, что 17-18-летний студент остается дома. И главное - на местах мы обучаем по тем специальностям, на которые там есть спрос, людей, которые не бросят свой дом и не поедут в какие-то крупные промышленные центры. Кроме того, у нас сняты проблемы с общежитием. И таким образом мы можем принимать больше петербуржцев.<BR><BR>Владимир Глухов: Доля людей, которых мы обучаем в регионе, сегодня составляет более 50%. И еще мы создали филиалы в других государствах.<BR><BR>Валентин Галенко: То же и в Финэке.<BR><BR>Александр Горшков: У нас недавно была конференция по дистанционному образованию, и по ее итогам было принято решение о том, что ведущие университеты Петербурга разрабатывают проект создания Северо-Западного открытого университета в форме некоммерческого партнерства и мы будем использовать технологии дистанционного обучения для расширения своего влияния на наш регион и регионы Крайнего Севера.<BR><BR>Надежда Артамонова: К тому же мне кажется, что будущий студент - это человек с двойным и тройным образованием. Нужно создавать такие образовательные программы, которые в пределах 5, а может быть, 7 лет давали студенту одно базовое и два дополнительных образования (скажем, экономическое плюс менеджмент и юриспруденция).<BR><BR>Валерий Катькало: Полностью поддерживаю идею междисциплинарности как той специальности, которая будет востребована через несколько лет, - это общее направление развития мировой высшей школы. <BR>У нас до сих пор нет представления о том, что образование - это особая отрасль народного хозяйства. И до начала 90-х она была практически целиком населена государственными предприятиями-вузами. С тех пор произошло только два процесса в этой сфере: нарождение новых структурных образований и попытка самыми разными способами самосохранения старых структур. Не произошло переструктурирование специальностей - один из главных критериев того, что реально эта индустрия не претерпела никаких изменений. А уповать только на государственное финансирование высшей школы, мягко говоря, несовременно. Следует говорить о плюрализме источников финансирования.<BR><BR>Александр Горшков: И не будет у нас высшего образования, если мы будем отрицать ответственность государства!<BR><BR>Валерий Катькало: Кто же отрицает?<BR><BR>Валентин Галенко: А вспомните прокрустово ложе стандартов, в которые нас загоняют! Стандарт executive MBA - это классная вещь! Я себе представил, как где-нибудь в Анадыре кто-нибудь пройдет лицензирование, аттестацию и все прочее и он будет выдавать диплом MBA. Рынок, конечно, нас расставит по местам - когда-нибудь. Сейчас во всех вузах стали учить, скажем, экономике. Понятно почему: нужно зарабатывать деньги. Но я знаю, что к нам, в Высшую экономическую школу, приходят люди переучиваться потом по той же специальности! Поэтому мы должны повышать степень жесткости в оценке качества работы вуза.<BR><BR>Евгений Шевченко: Я могу вам сказать профессионально, что дипломы любого нашего вуза за рубежом ПРИНИМАЮТСЯ, если они соответствуют нашим же законам. 11 июля 1997 года ЮНЕСКО выпущены рекомендации о том, как признавать российские дипломы.<BR><BR>Валерий Катькало: А при чем здесь регламентирующие рекомендации? Речь идет о реальном признании дипломов на рынке труда.<BR><BR><B>По росту</B><BR>Александр Горшков: Мы должны предлагать качественное образование! Ректоры государственных вузов порой сетуют: вот, негосударственный очередной вуз открылся, переманивают преподавателей, отвлекают на себя абитуриентов, которые готовы платить за образование. А кто мешает в государственных вузах это же делать? <BR><BR>Евгений Шевченко: Как говорят мои коллеги из стран Балтии, все они завалены дипломами непонятных высших учебных заведений, а иногда и государственных наших вузов, не соответствующими нашим же, российским, законам. И еще зарубежные коллеги часто спрашивают: "А почему у вас нет общественной аккредитации - теми же союзами работодателей, например?" И ведь действительно, такая аккредитация могла бы расставить все точки над "и"! Если бы "Деловой Петербург" опубликовал список тех общественных организаций, которые могли бы провести такую аккредитацию... Составить с помощью, может быть, учебных заведений критерии - и провести аккредитацию.<BR><BR>Сергей Мордовин: Я представляю Россию в European Foundation for Management Development, в рамках которой создана Ассоциация национальных ассоциаций. Так вот последняя как раз недавно обсуждала проблемы рейтингов в Европе и выступила с категорическим открытым заявлением о том, что нельзя никаких рейтингов публиковать, потому что все рейтинги оплачиваются заказчиками. Они оплачены теми, кто стоит на первых местах, а не реальным заказчиком, потребителем, который формирует спрос, которому и нужен этот рейтинг. А это родители, работодатели... <BR>Если будет разработана очень серьезная методика очень серьезными людьми и показано, на основании каких критериев вот тот вуз стоит на 18-м месте, а вот этот - на 28-м. Иначе мы обманываем общество.<BR><BR>Владимир Глухов: Подождите-подождите, у нашего родного министерства есть очень серьезные методики, которые включают в себя 70 показателей. Их можно критиковать, но они есть.<BR><BR>Александр Горшков: Корпоративный рейтинг - он объективный, поэтому рейтинг министерства нужно уважать. Рейтинг проректоров по международным связям тоже нужно уважать, они в интересах своей корпорации разработали.<BR><BR>Сергей Мордовин: Как только рейтинг выйдет на страницы такой уважаемой газеты, как "Деловой Петербург", - это маркетинг, это реклама.<BR><BR>Александр Горшков: Каждый год петербургские вузы дают тысячу-полторы безработных. По-прежнему пока там доминируют инженеры. Экономисты и финансисты вышли на второе место - 17% в структуре безработных молодых специалистов. Из них 7% - те, кто получил образование в традиционных школах - Финэке, Университете, Инжэке, а 10% - это выпускники технических университетов, для которых подготовка по этим специальностям не свойственна. И мы не имеем права, наверное, поддерживать направления, которые не соответствуют критериям, выдвигаемым самой жизнью. Так что, если вы это сделаете, очень полезное будет дело.<BR><BR>Валерий Катькало: Но в высшей школе готовятся специалисты двух разных типов. Есть профессиональная подготовка (экономические специальности, юристы, журналисты), а есть более фундаментальные направления. Поэтому в разных вузах и, более того, на разных факультетах и даже кафедрах должны быть разные критерии.<BR> <BR>Евгений Шевченко: Поэтому только общественная организация может определить, чей рейтинг выше, - скажем, общество экономистов какое-нибудь.<BR><BR>Валерий Катькало: Согласен, а вот цеховая оценка друг друга внутри сообщества не имеет никакого отношения к финансовым потокам. <BR>Вопрос рейтингов напрямую связан и со способностью работать со спонсорами, которые дают деньги высшему образованию не потому, что государственными соглашениями что-то предписано, а потому, что они имеют стратегический интерес в таком партнерстве.<BR>Круглый стол вел Олег Третьяков.<BR><B>Материал подготовила </B><BR>Вера Рачкова.