00:0017 марта 199900:00
17просмотров
00:0017 марта 1999
После кризиса работы у местных патентных поверенных не убавилось. Владельцы марок и патентов оценили потенциал имеющейся у них интеллектуальной собственности. Сегодня операции с ней напоминают манипуляции на рынке недвижимости. Как и всякую собственность,
<BR><BR>После кризиса работы у местных патентных поверенных не убавилось. Владельцы марок и патентов оценили потенциал имеющейся у них интеллектуальной собственности. Сегодня операции с ней напоминают манипуляции на рынке недвижимости. Как и всякую собственность, торговую марку можно подарить, купить, продать, сдать в аренду, отдать за долги и даже использовать в качестве залога.<BR>Товарные знаки, рекламные слоганы, брэнды, авторские права и тому подобные нематериальные ценности всегда являлись интеллектуальной собственностью. За годы развития бизнеса появилось большое количество раскрученных торговых марок, популярных изданий и телепередач, удачных технологий, оправдавших надежды инвесторов. Как результат, бизнесмены осознали ценность этого вида собственности. Сегодня не самая известная, но работающая торговая марка стоит примерно $5000.<BR><BR><B>Новый виток</B><BR>Кражи торговых марок, распространенные в середине 90-х годов, сейчас стали редким явлением. Наученные горьким опытом коллег бизнесмены регистрируют практически все: от рецепта новой водки до наполнителя для кошачьего клозета. Поэтому вытаскивать клиентов из таких неприятных ситуаций поверенным не приходится. <BR>С интеллектуальной собственностью стали обращаться более корректно. Изменение качественного состава заказов отмечают все поверенные. Генеральный директор фирмы патентных поверенных "Лев Клименко СПб" Виктор Станковский объясняет: "Для многих предприятий кризис совпал с третьим-пятым годом работы. Для них настала пора задуматься о том, как лучше распорядиться тем, чем они владеют". <BR>Патентный поверенный фирмы "Арс-Патент" Елена Зайцева отмечает: "Изменились качество и состав обращений. Сейчас наша работа уже не ограничивается простой обработкой заявок. Клиенты, которые в свое время обращались за регистрацией товарного знака, теперь требуют более квалифицированной помощи. Мы все чаще отстаиваем их права в арбитражном суде, в спорах с патентным ведомством. Занимаемся урегулированием конфликтов между фирмами. Наша деятельность сегодня напоминает адвокатскую, и это новая ступень в развитии патентного бизнеса".<BR><BR><B>Дарение</B><BR>Возросло количество операций по передаче или уступке права на торговую марку. Уступка может происходить как за большие деньги (продажа), так и за чисто символическую плату. Чаще всего безвозмездная передача права использования марки происходит в случае расширения бизнеса: от головного предприятия дочерней фирме. Безвозмездная передача прав происходит и при продаже бизнеса в целом. В частности, именно так произошло, когда продавалась сеть магазинов "Аякс". В данном случае стоимость торговой марки включается в стоимость бизнеса. Нередко она составляет львиную долю его цены.<BR>Аналогом аренды интеллектуальной собственности является франчайзинг: когда известная компания за определенную плату позволяет использовать технологию, логотип и рекламный слоган другим фирмам. Таким образом реализует свою марку компания McDonalds. В Петербурге в 1998 году коммерческая группа "Негоция" разработала технологию и марку для продажи хозяйственных товаров и объявила о намерении заняться франчайзингом.<BR>Для того чтобы зарабатывать на предоставлении права пользования торговой маркой, вовсе не обязательно быть известным производителем. Можно зарегистрировать марку, вложить деньги в обширную рекламную кампанию и просто сдавать марку в аренду тем, кто не хочет возиться с рекламой своего производства. По мнению патентного поверенного фирмы "Арс-Патент" Владимира Сергеева, именно так поступает господин Довгань, который не производит большую часть продуктов, рекламируемых под маркой его имени.<BR>Полная продажа или уступка права использования товарного знака происходит в том случае, если фирма решает в корне изменить направление своей деятельности. Например, перестает торговать продуктами и начинает заниматься строительством. Есть и другой вариант, когда известная фирма собирается выводить на рынок новый продукт и обнаруживает, что такая торговая марка уже зарегистрирована. <BR>Зачастую конкуренту выгоднее дорого продать свое право, чем продолжать торговать одноименной продукцией. По информации "ДП", именно такое решение было принято на кондитерской фабрике имени Крупской, которая уступила право использования названия конфет одному из зарубежных производителей.<BR><BR><B>Варианты использования</B><BR>По словам Владимира Сергеева, грамотно оперируя торговой маркой, можно снизить налоговое бремя. Кроме того, после кризиса в практике петербургских поверенных появились случаи, когда раскрученная торговая марка отдается за долги предприятия.<BR>Торговый знак можно оценить и сделать частью уставного капитала компании. Теоретически торговую марку можно заложить или обеспечить ею банковский кредит. Однако данный механизм в Петербурге почти не используется. По мнению Виктора Станковского, он перспективен, но причина невостребованности в том, что кредиторы не привыкли к такому виду залога и мало верят в ликвидность нематериальных активов. Елена Зайцева считает, что использование товарного знака в качестве залога осложняется тем, что ценность товарного знака возрастает по мере эксплуатации. Если знак законсервировать, он начнет дешеветь. Таким образом, со временем стоимость залога снизится и он станет менее ликвидным. Кроме того, если товарный знак не используется в течение 5 лет, его вообще можно аннулировать.<BR>По мнению президента компании "Петропатент" Олега Новосельцева, такой аспект, как наличие интеллектуальной собственности, совсем не учитывается при проведении процедуры банкротства предприятий. Большинство арбитражных управляющих не задумывается о том, что предприятие может погасить часть долга, уступив кредитору права на использование товарного знака. Если знак не дискредитирован принадлежностью к финансовой пирамиде, его можно с успехом ввести в обращение повторно.<BR><BR><B>Оценка</B><BR>В связи с оживлением рынка интеллектуальной собственности возникает проблема ее оценки. По словам Олега Новосельцева, такая услуга сегодня находит стабильный спрос. <BR>Рыночная стоимость товарного знака зависит от многих ценообразующих факторов. Основные из них - затраты на разработку, регистрацию и раскрутку, примерная рыночная стоимость аналогичных знаков и величина потенциального дохода от использования знака в будущем. В зависимости от степени известности и доходности бизнеса товарный знак может стоить от нескольких тысяч долларов до сотен тысяч и миллионов. <BR>Затраты на его разработку и ускоренную регистрацию составляют около $500-1000. Однако эта процедура может занимать до 1,5 года без гарантии результата, так как аналогичный знак может быть зарегистрирован другой фирмой. <BR>Поэтому готовый новый товарный знак, который не раскручивался и не работал до этого, может стоить около $5000. В данном случае клиент платит не за доброе имя, а за сэкономленное время.<BR>После кризиса рыночная стоимость многих товарных знаков упала пропорционально снижению доходности бизнеса. <BR>Вместе с тем активизируются новые производители, которые выходят на рынок c достаточно простыми, но ходовыми товарами. <BR>Некоторые специалисты расценивают это как неплохую возможность для специфического вида патентного бизнеса: регистрация на свое имя или скупка и последующая продажа готовых торговых марок (по типу продажи готовых "чистых" фирм).