00:0017 марта 199900:00
26просмотров
00:0017 марта 1999
Вводя налог с продаж, исполнительная и законодательная власти Петербурга стремились решить три задачи: преложить налоговое бремя с потребителей на производителей, заставить участников товарооборота перейти от наличных расчетов к безналичным и полнить бюдж
<BR><BR>Вводя налог с продаж, исполнительная и законодательная власти Петербурга стремились решить три задачи: преложить налоговое бремя с потребителей на производителей, заставить участников товарооборота перейти от наличных расчетов к безналичным и полнить бюджет города. <BR><BR>Пока решена только одна задача - бюджет пополнен.<BR>Финансовые поступления в бюджет Петербурга от налога с продаж за первый месяц нового года составили 155,5 млн рублей. "Мы ожидали меньшего, - говорит заместитель руководителя ГНИ по Петербургу Владимир Красавин. - Cобранная сумма в 2 раза превышает сумму, которая собиралась по отмененным налогам в январе 1998 года. Я считаю, что в последующем объем собираемого налога будет возрастать. Во-первых, многие просто не понимали, с какого оборота надо платить. Во-вторых, с начала II квартала мы начнем жестко контролировать товарооборот. Составим перечень оптовиков, которые в массовой практике применяют наличные денежные обороты, и будем их проверять".<BR>Первые проверки ГНИ по Петербургу выявили, что предприятия включали в налогооблагаемый оборот не все товары. В этом замечено оптовое и промышленное звено товарооборота. Отличилась и розница - она просто занижала выручку. С 1 апреля ГНИ по Петербургу намерена усилить контрольную работу. Одним из основных методов контроля станет перекрестная проверка. Налоговики будут отслеживать, где и по каким ценам розница приобрела товар, а затем проверять оптовиков. И наоборот.<BR><BR><B>Мифы</B><BR>Налог с продаж был введен на территории Петербурга с 1 января 1999 года в размере 5%. Он предусматривает взимание налога на товары и услуги, реализуемые за наличный расчет, кроме жилищно-коммунальных услуг, а также товаров первой необходимости.<BR>Особенность налога в том, что он неизбежно вызывал подорожание товаров. Некоторые эксперты считали, что его введение увеличит стоимость товаров на 20-30%. <BR>Владимир Красавин с такими высказываниями категорически не согласен: "Явной связи между введением налога с продаж и ростом цен нет. Безусловно, цены выросли, но это - общероссийская экономическая ситуация. Цены растут по всем регионам и по всем группам товаров, причем и там, где налог с продаж вообще не вводился. Примечательно, что цены выросли и по тем группам товаров, которые освобождены от налога с продаж".<BR>По мнению налоговиков, уход предпринимателей из Петербурга в Ленинградскую область, где введение налога с продаж так и осталось на уровне проекта, тоже не более чем миф. Предприниматели не спешат передислоцировать свой бизнес.<BR> "Все понимают, что, как только будет снижен НДС, налог c продаж будет введен и в области, иначе бюджет области рухнет", - уверен заместитель руководителя ГНИ по Петербургу Владимир Красавин. <BR><BR><B>Бремя </B><BR>Налог с продаж планировалось ввести в качестве компенсационной меры при снижении НДС и налога на прибыль. Это позволило без потерь для государственной казны переложить налоговое бремя с производителя на плечи потребителя. Пока этого не произошло, бремя несут те и другие. <BR>Не произошло и перехода участников товарооборота с наличной формы расчетов в безналичную, на что так надеялись контролирующие органы. "Одна из целей Закона "О налоге с продаж" - стимулировать безналичные расчеты, освободив их от налогообложения, но торговля этой возможностью не воспользовалась. Что неудивительно. Торговля не доверяет банковской системе, которая пока не оправилась от кризиса. Кроме того, безналичные расчеты всегда были прозрачны для контролирующих органов", - признают налоговики. <BR><BR><B>Прогнозы </B><BR>Прогнозируя поступления от налога с продаж в последующие месяцы, специалисты ГНИ по Петербургу предусматривают возможность корректировки действующего Закона Петербурга "О налоге с продаж". Возможные потери для бюджета в случае расширения перечня необлагаемых налогом товаров налоговики рассчитывают компенсировать усилением контрольной работы. <BR>А то, что Закон "О налоге с продаж" будет подправлен, весьма вероятно. Во всяком случае, законопроекты по его изменению уже перемещаются по кабинетам депутатов Законодательного собрания Петербурга (ЗС). Председатель Контрольно-счетной палаты (КСП) ЗС Герман Шаляпин считает, что изменения будут: "Сейчас ряд внесенных депутатами законопроектов расширяет перечень необлагаемых налогом товаров. Другие законопроекты предусматривают полную отмену налога с продаж. Но и в том и другом случае необходимо определить источник дополнительных поступлений в бюджет или сокращения его расходов. Скорее всего, изменения коснутся перечня необлагаемых налогом товаров, который будет расширен. Я считаю, что Закон о налоге с продаж необходимо менять на уровне федерального законодательства. Практика применения налога с продаж выявила его принципиальный порок: неоднократное налогообложение в цепи оптовая торговля- розница, приводящее к неизбежному увеличению розничных цен для конечного потребителя. КСП полагает необходимым, сохранив в 1999 году действие налога с продаж, предложить ЗС выйти в Государственную думу РФ с законодательной инициативой о внесении поправок в федеральный Закон "Об основах налоговой системы РФ", предусматривающих исключение из определения объекта налогообложения оптовых продаж товаров в розничную сеть".