00:0015 марта 199900:00
79просмотров
00:0015 марта 1999
Ломбарды и банки извлекают выгоду из взаимной любви друг к другу. Выгодность этого альянса доказывает то, что практически все ломбарды Петербурга в той или иной форме работают с банками.
<BR><BR>Ломбарды и банки извлекают выгоду из взаимной любви друг к другу. Выгодность этого альянса доказывает то, что практически все ломбарды Петербурга в той или иной форме работают с банками.<BR>Основная форма сотрудничества между этими двумя финансовыми институтами определяется отношениями кредитор - заемщик. Ломбарды, постоянно нуждаясь в свободных оборотных средствах, вынуждены обращаться в банк для открытия кредитной линии. Банки, в свою очередь, охотно открывают кредит ломбардам, понимая, что таким образом выгодно размещают деньги.<BR>"Все, конечно, зависит от оборотов, но у крупных ломбардов не менее 50% средств - это заемные деньги", - считает Руслан Григорьев, первый заместитель председателя правления ОАО "Объединенный ломбард". Постоянно контактируя с банком и рассчитывая на его доверие, ломбардом можно более точно управлять. "Повышая размеры выплат или уменьшая процентные ставки, мы должны быть уверены в средствах, которыми можем располагать. Для этого и пригодится хороший альянс с банком", - делится опытом Руслан Григорьев.<BR>Банк, уверенный в ломбарде, также должен быть доволен таким сотрудничеством. "Постоянно общаясь с ломбардом, мы более прозрачно видим структуру платежей ломбарда. Исходя из этого, можем идти на уступки. Такое сотрудничество позволяет нам охватить большое число мелких заемщиков", - объясняет Алексей Мыльников, заместитель начальника отдела развития ОАО АКБ "Картель-банк".<BR>"Банки, таким образом, выгодно размещают свои активы. Эти кредиты постоянно приносят гарантированный процент - это не "длинные" деньги", - предполагает ломбардный брокер.<BR>Кстати, для ломбарда также самый выгодный клиент тот, кто берет деньги надолго и регулярно платит проценты. "Нам легче постоянно иметь доход, чем каждый месяц искать клиента", - рассказывает Руслан Григорьев.<BR><BR><B>Разные рынки</B><BR>В свою очередь, банки могут заниматься ломбардным кредитованием, схожим с услугами ломбарда. Однако финансисты признают, что это невыгодно. "Ломбардное кредитование банками напрямую связано с неоправданно высокими затратами ресурсов - с увеличением персонала, ростом документооборота", - считает Алексей Мыльников. <BR>Некоторые банки предпочитают учреждать свои ломбарды. Так, например, ОАО "Петербургский лесопромышленный банк" создало ООО "ПЛБ Ювелир", ОАО "Инкасбанк" - ЗАО "Инкасломбардсервис". Это дает свои преимущества для банка. "Однако банкирам не стоит влезать в менеджмент ломбарда. Это слишком разные стихии", - рассуждает Руслан Григорьев. <BR>Идея ломбарда в том, чтобы клиент мог получить деньги в день обращения. Кроме того, суммы кредитов обычно невысоки, в среднем 400 рублей. Правда, есть категория клиентов, которые пользуются ломбардами для получения средств на крупную покупку, но, с точки зрения кредита, для банка это незначительная сумма, о которой даже переговоры не ведутся. Кроме того, чтобы получить кредит, придется собрать слишком много справок и документов. "Любой ломбард хочет сравняться в репутации с банком. Ведь еще с советских времен осталось мнение, что получить кредит в банке - это престижно, а получить деньги в ломбарде - это чуть ли не стыдно", - сетует Руслан Григорьев.<BR><BR><B>Старуха процентщица </B><BR>Очевидно, что кредитование банками ломбардов влияет на процентные ставки и выплаты, которые готов предложить рантье. Петербургские ломбарды после кризиса повысили процентную ставку с 12-13% до 30% в месяц, зачастую ломбарды для привлечения клиента объявляют процент в день. Это резко сузило рынок: потенциальные клиенты не сразу смирились с возросшей ценой кредита. <BR>Ломбардные ставки выше средневзвешенной кредитной ставки банков. Но и банкиры, и ломбардные брокеры связывают это с большими расходами ломбардов - относительно малый объем каждого отдельного кредита и максимально упрощенная процедура получения средств обходятся недешево. "Нам приходится оборудовать хранилища залогов, кроме того, каждый залог тут же страхуется - все это обуславливает рост процента", - объясняет Руслан Григорьев.