Падающий рубль сильно ударил по "коленкам"

Для производителей компьютеров Северной столицы кризис обернулся значительным сокращением количества выпускаемых машин.

<BR><BR>Для производителей компьютеров Северной столицы кризис обернулся значительным сокращением количества выпускаемых машин. <BR>Общее падение производства ПК в августе - октябре 1998 года по сравнению с 1997 годом оценивается в 40-50%. Если в прошлом году в Петербурге ежемесячно собиралось 12-13 тыс. машин, то сейчас - 7-8 тыс. В августе и сентябре уровень производства достиг минимальной отметки - 3-5 тыс. штук. <BR>Обвал на компьютерном рынке произошел в августе, после падения курса рубля, но кризис в отрасли начался еще в марте. Уже тогда объемы производства по сравнению с 1997 годом начали снижаться. "К этому моменту в России произошло насыщение платежеспособного спроса", - полагает менеджер компании MicroXperts Сергей Хорев.<BR>Основные производители, как правило, говорят о чуть меньшем сокращении их собственного производства. По их предположениям, от кризиса больше всего пострадала сборка "на коленках". Доля таких сборщиков в общем объеме производства ПК в Петербурге оценивалась до кризиса не менее чем в 50%. <BR><BR>Стало ли лучше?<BR>Больной еще в тяжелом состоянии, но угрозы для жизни уже нет - такой диагноз можно поставить крупным петербургским производителям компьютеров. <BR>Настроение сотрудников и менеджеров компаний, опасавшихся в первые 2 месяца после начала кризиса потерять работу, в ноябре заметно улучшилось. Спрос на компьютеры местной сборки пополз вверх. Правда, это еще рано называть переломом. <BR>В ноябре прошлого года наблюдалось примерно такое же увеличение выпуска ПК. Всплеск спроса отражает скорее сезонные колебания, чем восстановление прежних объемов производства. <BR>"В октябре наше производство сократилось по сравнению с октябрем 1997 года на 40%. В ноябре наметился явный подъем - примерно на 20%, но только по сравнению с предыдущим месяцем. Если сравнивать с прошлым годом, то уровень падения объемов производства в ноябре 1998 года составляет примерно те же 40%. Вообще, с сентября по середину января производится 50% общегодового выпуска компьютеров. Этот период, особенно ноябрь и декабрь, характеризуется наивысшим спросом на ПК", - пояснил Сергей Хорев. <BR>Тем не менее даже обычный сезонный рост поднимает настроение производителей. Кроме того, сравнивая свое состояние с московскими коллегами, представители компьютерного бизнеса Северной столицы считают, что они находятся в лучшем положении. По их оценкам, для столичных сборщиков компьютеров уровень падения производства в 50% считается очень хорошим показателем.<BR><BR><B>Сжатие без изменений</B><BR>Активность покупателей в ноябре возросла как на корпоративном, так и на розничном рынках. "Мы ожидали, что совсем плохо будет с заказами бюджетных организаций. Однако эти пессимистические ожидания не оправдались. Бюджетники заметно активизировались в ноябре", - отмечает Вадим Казанков, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании "РАМЭК". <BR>О значительном росте заказов со стороны государственных учреждений говорит и менеджер по PR компании "Эврика" Жанна Ракитина. Для этой компании бюджетники - одни из основных потребителей.<BR>Структура сбыта ПК не претерпела значительных трансформаций. Равномерное сокращение спроса, сменившееся в ноябре ростом, характерно было для корпоративных заказчиков и розничных потребителей, покупателей дорогой и дешевой техники. <BR>Относительное увеличение спроса на недорогие модели из крупных производителей отмечает только компания "Ниеншанц". "Спрос изменился в сторону дешевых моделей, так как снизилась покупательная способность населения, - говорит ее директор по продажам Иван Золочевский. - Это подтверждают удачные продажи в последние 2 месяца антикризисного семейства компьютеров Homecompact на основе процессоров класса Pentium и Pentium MMX. Других изменений в структуре рынка нет. Мы, как и раньше, производим 75-80% компьютеров для корпоративных заказчиков, а 20-25% идет в розницу". <BR><BR><B>Расстановка сил</B><BR>Крупнейшие компании ("Ниеншанц", "РАМЭК", "Эврика", MicroXperts), специализирующиеся на сборке ПК, понесли примерно одинаковые потери в результате кризиса. Во всяком случае, ни один производитель не заявил, что его доля на рынке в последние месяцы увеличилась.<BR>Присутствие западных и московских производителей на петербургском рынке и прежде было незначительным и, судя по всему, осталось таковым и в последние месяцы. По словам Ивана Золочевского, западную технику, стоящую на 30-40% дороже, чем аналогичные по качеству ПК отечественной сборки, в Петербурге покупают в редких случаях. <BR>"Чаще всего это делают представительства зарубежных компаний по требованию вышестоящего руководства, - говорит он. - Если и изменилась доля иностранных брэндов на нашем рынке, то, во всяком случае, не в сторону увеличения". <BR>Это подтверждает директор по маркетингу компании "Ланк" Владимир Бронников: "Корпоративные клиенты, по нашим наблюдениям, не изменили свои предпочтения после начала кризиса. Однако на розничном рынке западные брэнды точно стали еще менее популярными".<BR>По отношению к московским конкурентам позиции петербургских производителей по крайней мер, не ослабились. Доля столичных брэндов в общем объеме продаж компьютеров в Петербурге и Ленинградской области (в отличие от других регионов России) по-прежнему невелика.<BR>Наиболее ощутимый удар кризис нанес по мелким и средним производителям, которые работали с почти нулевой рентабельностью. Многие из них ушли с рынка. Девальвация погубила и перспективные компании, которые всю прибыль реинвестировали в производство. Однако, по мнению Владимира Бронникова, "вряд ли пропорции объемов производства намного сдвинулись в сторону крупных предприятий. Возможно, изменения носят временный характер. Малый бизнес быстрее реагирует на изменения внешней среды. У компаний, клиенты которых ограничивались одним микрорайоном, даже появился шанс стать производителями городского масштаба, если они будут проводить грамотную инвестиционную политику".<BR><BR><B>Дефицит</B><BR>Каналы сбыта у петербургских производителей сохранились. Были небольшие проблемы с дилерской сетью, через которую компьютеры уходили в другие регионы. Однако сейчас контакты с иногородними фирмами восстанавливаются, и в ноябре их запросы заметно увеличились. Правда, большую часть собираемых компьютеров местные производители реализуют в Петербурге и Ленинградской области. <BR>Более серьезные проблемы - с поставками комплектующих. Увеличились издержки импорта элементной базы компьютеров. Это отразилось на цене собираемых ПК - они хотя и дешевеют, но не так быстро, как могли бы дешеветь в отсутствие кризиса. <BR>Кроме того, существует дефицит отдельных видов комплектующих. Как говорит Вадим Казанков, "поставщики переоценили серьезность кризиса в России и свернули свои поставки в большей степени, чем требуется". Сергей Хорев, впрочем, считает, что проблемы с поставками не связаны с кризисом: "Дефицит комплектующих носит сезонный характер. Он был в это время и в прошлом году".<BR><BR><B>Обошлись без радикальных мер</B><BR>Кризис не заставил петербургских производителей компьютеров предпринимать какие-либо экстраординарные меры. Компания "Ниеншанц" вела просветительскую работу среди потребителей, чтобы они не покупались на дешевизну. Маркетинговые акции "РАМЭК" были направлены на студентов и школьников.<BR>"Эврика" вывела на рынок новый компьютер под названием "Домашний офис", предназначенный для тех, кто не может в это тяжелое время содержать собственный офис. "Однако на рынке SOHO у нас очень небольшие объемы продаж. Для нас гораздо важнее участвовать в тендерах на поставку оборудования корпоративным заказчикам, чем мы активно и занимались в последнее время", - говорит Жанна Ракитина.<BR>Мероприятия, проведенные крупнейшими производителями ПК в последние месяцы, помогли смягчить последствия кризиса. Однако большинство акций было запланировано еще задолго до 17 августа. Руководители предприятий ограничились сдерживанием зарплаты сотрудникам и тем, что в наиболее тяжелые для компаний дни часть сотрудников отправили в неоплачиваемый или частично оплачиваемый отпуск.<BR>Компьютерные компании, работающие на рынке с сильной конкуренцией, научились быстро реагировать на изменения внешней среды. Кроме сокращения спроса на ПК, серьезных изменений на рынке еще не произошло, крупные производители пока выдерживают экономические потрясения. <BR>Но в результате кризиса у компаний исчезла и без того невысокая рентабельность. Теперь нужно искать способы ее восстановить.