00:0021 декабря 199800:00
28просмотров
00:0021 декабря 1998
Валентина Гайда, доцент кафедры управления и моделирования в социально-экономических системах факультета экономики и управления Университета телекоммуникаций, убеждена, что российский гражданин по своему складу надеется на харизматического лидера, а лучше
<BR><BR>Валентина Гайда, доцент кафедры управления и моделирования в социально-экономических системах факультета экономики и управления Университета телекоммуникаций, убеждена, что российский гражданин по своему складу надеется на харизматического лидера, а лучше бы мечтал о приходе прагматических менеджеров.<BR>Валентина Гайда преподавала в школах бизнеса Университета штата Массачусетс (США) и Дойче Телеком в Германии, занимается консалтингом, читает курсы этнопсихологии на историческом факультете СПбГУ, менеджмента и управления персоналом в Университете телекоммуникаций. Закончила психологический факультет Ленинградского государственного университета, защитила кандидатскую диссертацию "Психологическая оценка доводов в диалоге".<BR>Раньше, как она сама говорит, начитавшись Канта, считала, что слушателей убеждают рациональные аргументы. Теперь полагает, что на первом месте стоит доверие к собеседнику. "Необходимо, чтобы изначально в вас видели "своего" и вы не говорили вещей, чересчур противоречащих точке зрения собеседника".<BR><BR>Валентина Гайда считает, что еще Лев Толстой выразил основную беду российского менеджмента: "...не с таким народом, а с такими приказчиками".<BR><B>Кризис и все проблемы, с ним</B><BR> связанные, возникли из де-фектов руководства на всех уровнях - начиная от высшего государственного и заканчивая менеджерами среднего и низшего звена.<BR>Валентина Гайда чрезвычайно невысокого мнения о современных российских руководителях. Она не видит существенных послекризисных изменений в менеджерах петербургских компаний. <BR><BR><B>Очевидное пришествие кризиса</B><BR>"Нелепость происшедшего в августе была совершенно очевидна: студенты нашего университета писали дипломные работы о финансовой пирамиде ГКО, которая неминуемо должна была привести к кризису, а руководители продолжали спекулятивные операции. По основным экономическим показателям студентам было понятно, что кризис разразится в ближайшее время и в основном затронет Москву, хотя достанется всем".<BR>Описывая отечественного руководителя, Валентина Гайда нарисовала портрет зрелого, энергичного менеджера, которого, несмотря на западную переподготовку, сформировало коммунистическое прошлое.<BR>"В современном лидере особенно заметна склонность к сильному авторитарному руководству. В нем развита установка на неформальное общение, патернализм, расчет на личную преданность подчиненных. Этакий отец родной, но с крутым нравом. Типичный руководитель много времени посвящает своему делу, однако весьма субъективен и не склонен работать с информацией. Он все видит через призму собственного восприятия. То, что ему подходит, - замечательно и умно, то, что не подходит, можно и не замечать вовсе. Поэтому его решения часто носят авантюристский характер, определяются политической конъюнктурой. Основная проблема - неумение и нежелание заботиться о качестве и поддерживать в организации высокие стандарты производства и предоставления услуг", - говорит Валентина Гайда.<BR><BR><B>Дистанция власти</B><BR>"Неравенство материальное и интеллектуальное и различия в опыте людей рождают дистанцию власти. Дистанция власти есть везде. Но есть страны, в которых дистанция власти минимизируется, а есть, где усугубляется сложившимися традициями отношений. Подчиненный в западной фирме знает, что с ним посоветуются, попытаются узнать и учесть его мнение, доведут до него значимую информацию. В российских фирмах решение принимается "в верхах", даже не владельцем, а именно директором. В западных компаниях формализованность процедур воспринимается как данность. Обязанности, ответственность, правила четко сформулированы и описаны, что делает внутрифирменные отношения более ясными. Сотрудник должен знать, что ему нужно делать, как он должен действовать, чтобы его работа воспринималась руководителем как отличная и соответственно вознаграждалась. По-хорошему амбициозных западных работников объединяет тяга к обучению, поскольку они настроены на восприятие изменений, на карьерный рост.<BR>В российских компаниях попытка внести изменения в сложившееся положение вещей рассматривается как никому не нужная инициатива, которую можно "спустить на тормозах, и проблема рассосется". А должностные инструкции, планы развития, критерии оценки, а порой и приказы воспринимаются как липа, которая стесняет людей", - сокрушается Валентина Гайда. <BR><BR><B>Низкие горизонты планирования</B><BR>Послекризисных поведенческих изменений в руководителях Валентина Гайда в своей практике не увидела. Кризис разделил руководителей на тех, кто стратегически мыслил и выжил, и тех, кто пришел снять пенку и сгинул из бизнеса.<BR>"Горизонт планирования наших руководителей предпенсионного возраста очень узок. Директора, которые захватили все влияние и власть, ездят учиться на Запад, но не привозят оттуда знаний стратегического управления. Не все сохраняют способность учиться в этом возрасте, сказываются и языковый барьер, и сложившиеся жизненные установки. Им нужно дать спокойно уйти на пенсию. Для нормальной работы должно смениться целое поколение управленцев.<BR>Любой человек, получивший менеджерскую должность за границей, отправляется на обучение. Причем за него платит организация, если он успешно учится. И там все стремятся соответствовать требованиям школы бизнеса. У них общий настрой и готовность к обучению. На курсах повышения квалификации они не просто внимают руководителю семинара, но ищут и развивают контакты, пытаются помочь своему предприятию.<BR>Наш руководитель при постановке задачи обучения своих сотрудников формулирует цели расплывчато и неуверенно. К сожалению, большинство руководителей вообще не представляет, чему можно обучать менеджеров компании, за исключением непосредственных технических навыков. А с такими "приказчиками" ждать быстрого результата не приходится.<BR>Оргконсультанты не меняют личность руководителя, оргконсультанты лишь показывают возможные пути развития, формируют определенную готовность к изменению.<BR>Кризис - это жестоко: все нежизнеспособное отомрет. Но есть же пословица: где болит, там - растет. Будем надеяться, что этот кризис, а также последующие сформируют в нашем обществе класс грамотно управляющих своим предприятием лидеров", - заканчивает разговор на оптимистичной ноте Валентина Гайда.