Запад боится потерять в России свое лицо

В глазах западных страховщиков российский рынок подобен минному полю. Экономическая ситуация в стране взрывоопасна. Конкуренты агрессивны. Клиенты непредсказуемы.

<BR>В глазах западных страховщиков российский рынок подобен минному полю. Экономическая ситуация в стране взрывоопасна. Конкуренты агрессивны. Клиенты непредсказуемы. <BR>Однако иностранцы стараются не терять свое лицо и не собираются сворачивать деятельность в России.<BR>Крупнейший представитель зарубежного страхового мира в Петербурге - российско-американская страховая компания ЗАО "Страховая компания AIG Россия". "Несмотря на экономический кризис, - говорит директор филиала компании "AIG Россия" Александр Горин, - Петербург и Ленинградская область по-прежнему являются приоритетными регионами для наших западных патронов. Надо отметить, что за всю историю существования компании, филиальная сеть которой охватывает 140 стран, корпорация AIG ни разу не покидала свои позиции. Однако наша стратегия на российском рынке стала еще более осторожной и выжидающей".<BR><BR><B>Держать риск</B><BR>За время существования российского страхового рынка у местных страховщиков было достаточно времени, чтобы перенять опыт зарубежных коллег. Существенная разница между российским и западным страхованием заключается в неспособности российской компании удерживать отдельно взятый риск. <BR>"Если наша компания может взять многомиллионный риск и удерживать 60% ответственности, перестраховывая только 40%, то рядовой российский страховщик вынужден перераспределять такой же риск практически полностью. Исключения из этого правила, конечно, есть, но таких крупных страховых институтов в России единицы, - поясняет Александр Горин. - Наличие промежуточного звена в цепочке страхователь-страховщик-перестраховщик рождает дополнительный риск. Ведь в случае чего не только страховщик будет принимать решение о возмещении клиенту крупного ущерба, но и те компании за рубежом, где он перестраховал этот риск".<BR><BR><B>Связи решают все</B><BR>При выезде за рубеж почти все российские туристы обзаводятся страховками. Но в этом виде страхования российские страховщики уступают западным из-за того, что им не всегда удается найти порядочного партнера в стране пребывания. Поэтому крупные западные страховщики, работающие на российском рынке, оказываются в более выгодном положении, так как располагают филиалами во многих странах мира и более прочными деловыми контактами. По словам директора отдела личного страхования филиала компании ЗАО "Страховая компания AIG Россия" Александра Яблонского, различия проявляются, например, в скорости доставки на родину пострадавшего российского туриста. <BR><BR><B>Восток - дело тонкое</B><BR>Типично азиатская черта российского страхового рынка - большая зависимость компаний от позиции официальных властей. В России компании трудно существовать, не имея покровителей в лице конкретных чиновников.<BR>Западные страховщики, зная, что за ними могучие финансовые мускулы корпораций с мировым именем, избавлены от необходимости ходить на поклон к российским властям. "Тем не менее нам приходится принимать эти правила игры и все-таки заботиться о хороших отношениях с властями, - признается Александр Горин. - И хотя, на мой лично взгляд, в некоторых случаях нам бы здорово помогла такая помощь, не хватает ни сил, ни средств, ни людей, чтобы организовывать эту работу. В российских компаниях это кропотливый труд очень хорошо отобранных людей, в западной компании такие ресурсы просто не предусмотрены". <BR><BR><B>По чужим законам</B><BR>Будучи избавлены от необходимости делать множество лишних телодвижений, западные компании основной упор делают на выработку маркетинговой стратегии и тщательный отбор клиентов. "Специфику российских клиентов нельзя не учитывать. Мы, например, принципиально не занимаемся страхованием ответственности перевозчика, в том числе и таможенного перевозчика. Вероятность стать жертвой мошенничества со стороны клиента в России столь велика, что у некоторых компаний, занимающихся страхованием ответственности перевозчиков, например, убытки достигают сотен процентов. В данном случае компания вынуждена либо платить за товар, который на самом деле украден самим перевозчиком, либо действовать схожими методами, то есть попросту уходить от ответственности. Мы так работать не умеем. В нашей ситуации главное - сохранить цивилизованное лицо", - говорит Александр Горин.(А.Н.)