00:0023 ноября 199800:00
11просмотров
00:0023 ноября 1998
Впервые за историю петербургских выборов предвыборная агитация проходит в обстановке постоянных скандалов.
<BR>Впервые за историю петербургских выборов предвыборная агитация проходит в обстановке постоянных скандалов.<BR>На выборах в Законодательное собрание (ЗС) Петербурга 21 ноября началось досрочное голосование. Перед началом голосования агитаторы обходили жилые дома, и особенно общежития, приглашая избирателей проголосовать за конкретного кандидата. Избирателям обещали подогнать автобус для доставки к избирательным урнам и обратно, а также компенсировать потраченное время: обычно 10-25 рублей или бутылку водки за "голос". <BR><BR><B>Расклад</B><BR>Большинство кандидатов в депутаты ЗС неизвестны горожанам. Их программы похожи друг на друга, как близнецы, как правило, они отражают не личные пристрастия кандидата, а то, что сегодня может быть востребовано пожилым избирателем: увеличение пенсий и пособий, снижение квартплаты, бесплатные лекарства, "маршрутки" и медицинская помощь... Почти все кандидаты организовали бесплатные юридические консультации, "горячие" телефонные линии, бюро добрых услуг для пенсионеров и т.д. <BR>Традиционная для выборов такого уровня схема агитации - "две расклейки, три рассылки" - оказалась несостоятельной. Специалисты считают, что это произошло из-за общепризнанной криминализации выборов. Преданы огласке случаи избиений доверенных лиц кандидатов и прямых угроз в их адрес. <BR>Однако пока не задействовано абсолютное предвыборное оружие - публикация компрометирующих данных. Специалисты по выборным технологиям ожидают, что первый серьезный компромат появится в начале декабря - накануне голосования, и будет широко применяться перед вторым туром (20 декабря), когда существенно сократится число претендентов на депутатский мандат.<BR><BR><B>Король шантажа</B><BR>Сейчас активнейшим образом используются методы дезинформации. Кроме многочисленных однофамильцев-кандидатов и появления в городе второго "Яблока" в Петербурге применяется несколько новинок. От лица конкурента разбрасываются провокационные листовки и газеты. Ведется рассылка и раздача подарков от лица кандидата в депутаты, причем в ряде случаев подарки имели заведомо низкое качество и презентовались от лица конкурента. Пенсионеров приглашали на раздачу продуктовых наборов: прождав 3 часа на морозе и не дождавшись подарков, избиратели высказывали претензии ни о чем не подозревающему кандидату, чье имя стояло на приглашении. <BR>Некоторые методы пересказывают, как анекдоты. Например, в 3 часа ночи в квартире раздается звонок и избирателя начинают уговаривать отдать свой голос кандидату N. Утром разъяренный избиратель добирается до ничего не подозревающего N и высказывает ему все, что думает о N и его шансах стать депутатом. По улицам бродит изможденный молодой человек, называющий себя внебрачным сыном кандидата Х, и клянчит деньги на хлеб, поскольку бессердечный Х выгнал его из дому. <BR><BR>В выборах в муниципальные образования Петербурга, состоявшихся в сентябре 1997 и в январе 1998 года, приняли участие 17% избирателей.