00:0028 сентября 199800:00
16просмотров
00:0028 сентября 1998
Финансовый кризис, парализовавший работу крупных банков, дал шанс средним банкам заявить о себе. Шквал рекламы средних и малых банков просто захлестнул полосы газет. Зачастую объявления бывают красноречивее названий банков. Московский Бин Банк опубликовал
<BR><BR>Финансовый кризис, парализовавший работу крупных банков, дал шанс средним банкам заявить о себе. Шквал рекламы средних и малых банков просто захлестнул полосы газет. Зачастую объявления бывают красноречивее названий банков. Московский Бин Банк опубликовал рекламное объявление, использовав слоган: "...и последние станут первыми". Читая объявления, понимаешь, что банки-середняки предлагают практически весь спектр банковских услуг. В самих средних банках говорят, что финансовые гиганты давно перестали быть классическими банками, начав игру с государством, забыв все народные премудрости. Руководители средних банков празднуют победу, зазывают новых клиентов, доказывают свою жизнеспособность и надеются стать первыми. Однако во всем этом как-то уходит на второй план тот факт, что перед средними и малыми банками стоит не менее серьезная задача, а именно привести уставный капитал банка в соответствие с требованием Центробанка России: иметь к 1999 году собственный капитал в размере 1 млн ЭКЮ.<BR><BR>Алексей Устаев, председатель правления банка "Викинг"<BR><BR>Только сейчас многие стали понимать, насколько важно развивать и давать развиваться средним и малым банкам. Как показал кризис, филиалы крупных московских банков находятся в серьезной зависимости не только от инструкций своих головных банков, но и от экономической ситуации в стране.<BR>Стоит признать, что сегодня, в кризисных условиях, работать со средними региональными банками легче, чем с финансовыми гигантами. Платежи идут нормально, у офисов нет очередей разгневанных вкладчиков, а у самих банков есть деньги. Наш портфель был более диверсифицированным, чем у любого крупного банка, который основные средства держал в ГКО. В отличие от финансовых монстров, средние банки всегда интересовал клиент, поэтому и по сей день у клиента существует возможность общаться с первыми лицами банка напрямую. Для того чтобы выжить, все эти годы у среднего банка был только один шанс: оказывать услуги лучше, чем крупные банки.<BR>Так уж сформировался рынок, что каждый финансовый институт занимал свою нишу на рынке. Средние банки оказались в связке с промышленностью. Поэтому работа по сопровождению предприятий у нас поставлена лучше. Мы помогаем сформировать бюджет, наладить учет и вести грамотную налоговую политику. Как следствие, это позволяет вовремя платить зарплату. Средние баки также работают с населением, и нормативы Центробанка не допускают привлекать средств больше, чем позволяет баланс банка. Вследствие этого, даже если все вкладчики решат забрать все средства, проблем у банка не будет.<BR>Конечно, нельзя считать, что в условиях кризиса проблемы не коснутся средних банков, но это не будет для них так губительно, как для крупных банков. Сейчас не много средних банков, которые чувствуют себя надежно. Однако, в отличие от московских банков, региональные банки чувствуют себя более уютно, чем их московские коллеги.<BR><BR>Валерий Титов, председатель правления банка ОАО "Акционерный банк "Золотой стандарт"<BR><BR>Если посмотреть, кто из банков сильнее пострадал от финансового кризиса, то обнаружится, что в основном это крупные столичные банки. Мне кажется, что они пострадали во многом из-за своей самонадеянности. Большим банкам казалось, что их-то государство не оставит в беде при любых потрясениях, поскольку не захочет массовых волнений среди клиентов. У крупных финансовых структур всегда были связи в Правительстве. Они, вероятно, рассчитывали, что "свои люди" предупредят о важных изменениях в финансовой политике. Но предупредили, очевидно, не всех.<BR>Небольшим банкам было легче перенести кризис, потому что они, как правило, не имели больших объемов частных вкладов в пассивах и ГКО-ОФЗ - в активах. У нашего банка в начале 1998 года 42% активов составляли вложения в государственные облигации. К середине августа, когда ГКО-ОФЗ были заморожены, их доля в активах едва превышала 10%. Большому банку выходить с рынка госбумаг было сложнее, потому что продажа крупного пакета обычно приводит к снижению цен на рынке.<BR>У "Золотого стандарта" более половины ресурсов - это собственные средства. Большинство малых и средних банков также имеют крупную долю собственного капитала в пассивах. Потери от кризиса такому банку легче компенсировать за счет собственных средств или при помощи учредителей. А крупные банки всегда гордились большим объемом привлеченных средств, во много раз превышающим собственный капитал. В результате кризиса ресурсы их сильно уменьшились и им стало трудно выполнять взятые на себя обязательства. <BR><BR>Кирилл Бабич, заместитель председателя правления по валютно-экономическим операциям Русского торгово-промышленного банка (Рускобанка) <BR><BR>В то время как многие крупные банки оказались не в состоянии выполнить свои обязательства перед клиентами, финансовый кризис в меньшей степени затронул средние и мелкие банки. Это объясняется в первую очередь значительно большей гибкостью небольших структур и, как следствие, более быстрой и адекватной реакцией средних и мелких банков на изменения рыночной конъюнктуры. Следует, однако, отметить, что эффективность деятельности банка в период кризиса не может зависеть только от его размера. Большую роль играет правильно выбранная политика банка. Русский торгово-промышленный банк руководствуется умеренно консервативной политикой, направленной на снижение рисков и максимально ориентированной на запросы клиентов. Благодаря этой политике, а также гибкой работе с различными финансовыми инструментами на протяжении финансового кризиса Русский торгово-промышленный банк ни разу не нарушал свои обязательства перед клиентами, не допустил задержек безналичных платежей и задержек выплаты наличных денежных средств.<BR>Другим преимуществом средних банков является традиционно более внимательное отношение ко всем без исключения клиентам, в отличие от большинства крупных банков, которые зачастую пренебрежительно относятся к мелким клиентам. В Русском торгово-промышленном банке, например, с начала кризиса количество клиентов не только не снизилось, но и, наоборот, увеличилось. Кроме того, повысились остатки на клиентских счетах. Это объясняется тем, что в Рускобанке открывают счета и переводят в него свои средства клиенты ряда крупных, в том числе и московских, банков. <BR>Следует отметить, что, по мнению руководства Центрального Банка Российской Федерации, наиболее стабильное положение в настоящий момент занимают средние банки. Причинами сохранения ликвидности указанных банков называются: относительно небольшие вложения в ГКО и незначительная доля частных клиентов-вкладчиков в привлеченных средствах.