Турфирмы Петербурга борются за выживание

Путь туристского бизнеса лежит через специализацию

<BR><BR><B>Путь туристского бизнеса лежит через специализацию</B><BR><B>Сергей Корнеев вице-президент Российской ассоциации туристических агентств (РАТА), директор Северо-Западного регионального отделения </B><BR><BR>Есть три момента, которые могут помочь туристическому бизнесу Петербурга выйти из тяжелейшего положения, в котором он оказался во время финансового кризиса. Меры, которые надо предпринять, мы будем обсуждать на предстоящем 6-м съезде РАТА, но уже сейчас можно сказать, каковы тенденции и что надо делать.<BR>Прежде всего пора уже туристическому бизнесу сделать качественный скачок и прийти к специализации и кооперации. <BR>Cегодня все занятые в турбизнесе организации: гостиницы, страховщики, турфирмы - пытаются совмещать сразу несколько функций. Гостиницы, например, продают свои услуги через агентов, но могут вдруг на какой-нибудь международной выставке начать продавать их самостоятельно, причем снижая при этом цену и разрушая агентскую сеть. Или, например, туры в Турцию организуют с десяток фирм, причем прибыль не получает ни одна из них. Если бы на этом направлении был только один оператор, а остальные 9 компаний были агентами, то есть надежда, что прибыль получали бы все. <BR>На мой взгляд, прошло время, когда все турфирмы гнались за тем, чтобы быть и оператором, организующим туры, и агентом, и работать на прием туристов. Сегодня каждая фирма должна определить свое место и направление работы. Впрочем, мне кажется, что кризис подтолкнет фирмы к определению.<BR>Кроме того, на фоне все большего уменьшения спроса и роста неплатежеспособности населения нужно особое внимание обратить на качество услуг. Руководители многих фирм говорят, что больший эффект дает не прямая реклама, а так называемое "сарафанное радио". И если на рынке появляется агентство, которое предоставляет плохие услуги, то у людей может появиться недоверие ко всему туристическому бизнесу. А ведь сейчас все проще и проще становится организовать туристическую поездку самостоятельно. Человек может запросто забронировать номер и купить билет на самолет без особых хлопот через компьютерные сети, и говорят, что совсем скоро турфирмы вообще не будут нужны.<BR>И третий момент, который может спасти туризм как отрасль бизнеса, - это концентрация капитала. На мой взгляд, надо идти к созданию туристско-финансовых групп, то есть объединяться со средними банками, вводить их в состав акционеров, получая таким образом надежного кредитора. А кроме того, это даст возможность деньгам, которые зарабатывает турфирма, работать постоянно, даже в межсезонье. <BR>Сейчас банки предпочитают не кредитовать турфирмы, так как у них нет залога как такового. Хотя именно кредитование необходимо большинству туристических компаний. Специфика их бизнеса такова, что туры они оплачивают раньше, чем получают прибыль от их продаж. Поэтому им всегда нужно некоторое количество оборотных средств. Объединение с банками увеличит доверие финансовых институтов к турбизнесу.<BR>Эти и другие шаги будут способствовать созданию единого механизма взаимодействия всех субъектов туристического рынка, кстати, не только Петербурга, но и всей России.