Перевозчики совладали с паникой

Объемы перевозок петербургских транспортников сократились, но они пока выживают. Основные потери несут их иностранные конкуренты.

<BR><BR>Объемы перевозок петербургских транспортников сократились, но они пока выживают. Основные потери несут их иностранные конкуренты.<BR> Специфика автомобильных перевозок Северо-Запада делает их менее зависимыми от колебаний курса рубля. Для автоперевозчиков не столь существенен механизм расчетов: в основной массе он производится в иностранной валюте. Небольшая доля рублевых расчетов приходится на грузы, идущие в украинском и белорусском направлениях. <BR><BR><B> Выгоднее заплатить</B><BR>Большую проблему для автоперевозчиков представляет уменьшение количества обработанных грузов. За последние 2 недели объемы автомобильных перевозок по Северо-Западу сократились в среднем на 50% и вернулись к уровню 1996 года. Причем крупный "обвал" произошел на прошлой неделе. По расчетам Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), на скандинавском направлении падение оборотов перевозок составило 7-12%, на страны СНГ - до 30%. Падение объемов перевозок вызвано массовым закрытием торговых оптовых баз. "Предприятиям выгоднее заплатить неустойку перевозчику, чем покупать товар по завышенной цене", - говорит ведущий специалист регионального представительства АСМАП на Северо-Западе Константин Шаршаков. При этом, по его оценке, значительная доля потерянного рынка пришлась не на отечественных, а на немецких и финских перевозчиков.<BR><BR><B>Море волнуется раз</B><BR>Основная масса морских перевозок на Северо-Запад приходится на Германию, Финляндию, Швецию и Прибалтику. Например, в Финляндии сразу несколько портов - среди них Hamina, Kotka - специализируется на обработке российских грузов. Аналогичная ситуация и в Прибалтике. "Все поставки по продовольствию остановлены, суда стоят, - рассказывает директор Рижского судоходного агентства Олег Чепульский. - Перевозчики арендуют холодильники. Холодильников уже не хватает". <BR>По оценке генерального директора ЗАО "Русфлот" Владимира Сергеева, последствием кризиса должно стать падение общего объема грузопотока на 60-70%. Выход из создавшейся ситуации может быть в том, чтобы Морская администрация порта Петербурга разработала механизм скидок, призванных компенсировать потери объемов перевозок. <BR>При этом, по словам Олега Чепульского, латвийские транспортные тарифы "уже несколько упали".<BR><BR><B> Гибкий курс</B><BR>Петербургские офисы международных компаний, занимающихся экспресс-доставкой, достаточно оперативно отреагировали на кризисные явления.<BR>"Перед нами сейчас стоят две основные цели, - говорит директор петербургского филиала TNT Дмитрий Зеленевский, - максимально сохранить бесперебойный сервис и реорганизовать платежную систему". <BR>Такой же политики придерживаются и в компании DHL. "Компания не планирует сокращать экспансию на российский рынок, - говорит менеджер по развитию бизнеса в регионе компании DHL Сергей Петросян, - в условиях кризиса мы стали применять более гибкие системы оплаты". <BR>Одним из нововведений в этих компаниях стала попытка перевести свою клиентуру на наличный расчет. Для клиентов, расплачивающихся наличными или по безналичному расчету по предоплате, предусмотрены определенные скидки. При этом внутренний курс доллара компаний держится на уровне курса ЦБ России.<BR>В обеих компаниях отмечают некоторое падение объемов перевозок. Наметилась тенденция падения внутрироссийских грузоперевозок.