00:0019 августа 199800:00
40просмотров
00:0019 августа 1998
Выставка "Поль Сезанн и русский авангард начала ХХ века" подчеркивает истоки, влияния и многогранные отношения русской художественной культуры ХХ столетия, которые можно обозначить одним великим именем - Сезанн.
<BR><BR>Выставка "Поль Сезанн и русский авангард начала ХХ века" подчеркивает истоки, влияния и многогранные отношения русской художественной культуры ХХ столетия, которые можно обозначить одним великим именем - Сезанн.<BR>Экспозиция построена как диалог между французским художником и русским искусством. Она включает 52 произведения Поля Сезанна и тесно связанную с ними представительскую группу из 48 русских картин 1900 - 1920-х годов, в которых очевидны или едва заметны творческие процессы, развивавшиеся под воздействием Сезанна. Отбор российской части шел по принципу пунктирного показа пути преломления и распространения сезанновских методов живописи.<BR>В экспозиции приняли участие помимо ведущих западных музеев, что уже стало привычным для крупных эрмитажных выставок, ГМИИ им. Пушкина, Третьяковская галерея и Русский музей. Открывая выставку, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал, что рад творческому сотрудничеству с ведущими российскими, европейскими и американскими музеями. Михаил Пиотровский особо подчеркнул значение взаимодействия именно с московскими и петербургским музеями, результатом которого стала репрезентативная экспозиция Сезанна, не уступающая по уровню всемирной выставке сезанновских работ, проходившей несколько лет назад в Париже, Лондоне и Филадельфии.<BR>В основе сезанновской части выставки - 25 картин высочайшего художественного уровня, некогда привезенных в Россию московскими коллекционерами Щукиным и Морозовым (сегодня эта коллекция разделена между Эрмитажем и ГМИИ им. Пушкина). Еще семь работ, включенных в экспозицию, - полотна из бывших немецких собраний, перемещенных после окончания второй мировой войны в Эрмитаж. 20 произведений представлены музеями Нью-Йорка, Бостона, Чикаго, Филадельфии, Парижа и Лондона. Среди высочайшего качества пейзажей, натюрмортов и портретов следует сразу выделить четыре великолепные акварели Сезанна, которые демонстрируют его виртуозное живописное мастерство.<BR><BR><B>Развеска</B><BR>Выдержали "удар" такого мощного таланта, как Сезанн, не-многие художники, когда-либо работавшие рядом с Мастером из Экса или видевшие его наследие. Из русских художников перелететь пропасть от слепого подражания к переосмыслению смогли члены московского объединения "Бубновый валет" Ларионов, Гончарова, Фальк. Среди живописцев, сумевших творчески переработать приемы Мастера и вызвать самостоятельный интерес к себе, - Владимир Татлин, Юрий Анненков, Казимир Малевич. <BR>Идея рассказать о подражаниях и заимствованиях в творчестве выдающихся мастеров не нова. Сопоставление картин работавших под взаимным влиянием художников, достигших творческой самостоятельности, применяется в крупных мировых собраниях, рассказывающих о путях и направлениях мирового искусства. (Например, в парижском музее Д'Орсэ, где в небольших залах представлено, как зарождался тот или иной прием французского импрессионизма.) <BR>Выставки-сопоставления, особенно состоящие из такого количества шедевров выдающихся мастеров первого ряда, вызывают особо ревностное отношение к развеске. Те или иные сочетания картин рождают тысячи ассоциаций, подчеркивают или затеняют творческую перекличку авторов. Предложенная куратором выставки Альбертом Костеневичем развеска тактично не навязывает одну точку зрения. Кажется, что рассадить художников в разные комнаты и слушать их диалог - занятие бесперспективное и правильнее было подчеркнуть их связь непосредственным соседством картин Сезанна и художников русского авангарда. Однако присутствие столь мощных по звучанию работ в одном зале - пусть даже таком огромном, как Николаевский, - создает особую атмосферу концентрированного творчества. И иллюзорной сопричастности к таинству искусства.