Ижорские заводы переживают новоселья и разводы

При въезде на территорию Ижорских заводов со стороны проходной заводоуправления стоит броневик - копия легендарной боевой машины, с которой Владимир Ленин говорил петроградским рабочим зажигательные речи в 1917 году. Броненосная реликвия - единственное, ч

<BR><BR>При въезде на территорию Ижорских заводов со стороны проходной заводоуправления стоит броневик - копия легендарной боевой машины, с которой Владимир Ленин говорил петроградским рабочим зажигательные речи в 1917 году. Броненосная реликвия - единственное, что напоминает о социальных потрясениях. На крупнейшем машиностроительном предприятии Северо-Запада России все спокойно. <BR><BR>Уже месяц "Ижорские" живут по "новой схеме оперативного управления", введенной Евгением Сергеевым, и.о. генерального директора АООТ "Ижорские заводы". Расставлены по новым местам руководители высшего звена. Создаются новые производственные подразделения. Эпицентром реформ стало производство машин для горнодобывающей промышленности - "Картэкс".<BR>"Картэкс" - наиболее успешно развивающееся производство "Ижорских". Правда, в последние годы его доля в общей структуре машиностроительной продукции предприятия составляла лишь около 20% - большая часть этого объема приходилась на выпуск запчастей к экскаваторам. В начале 1998 года рынок начал оживать, и за полгода предприятие реализовало восемь машин (за весь 1997 год было продано 12). Общая выручка от реализации продукции "Картэкса" за полгода составила $30 млн. <BR>За последние 40 лет работы "ижорцы" выпустили более 2000 горнодобывающих машин. "Сейчас объемы добычи горной руды в России резко упали. Шахтеры бастуют на рельсах, - говорит один из менеджеров экскаваторного производства. - Но от нашей техники они все равно никуда не денутся: будут заказывать. Все горнообогатительные комбинаты бывшего СССР работают на наших машинах".<BR><BR><B>Сегодня</B><BR>Готовится к новоселью механосборочный цех №2 производства "Картэкс". Скоро он станет одним из самых крупных на Ижорских заводах. Здесь будут работать 650 человек. Одновременно с переездом цеха в "новую коробку", к нему присоединится другой механосборочный цех - №64. Этот цех раньше работал на производстве путевых машин, спрос на которые упал.<BR>В необходимости слияния цехов уверен начальник цеха №2 Владимир Графов, который и возглавит новое подразделение. Сейчас в цехе №2 работают 340 человек, а в присоединяемом цехе №64 - 325 человек. При этом цех №2 ежемесячно отгружает продукции на сумму 27-28 млн рублей. Объем отгрузки цеха №64 достигал в последнее время лишь 2-3 млн рублей. Рабочие переезжать не хотят: на старом месте - привыкли, а что будет на новом - неизвестно. Формально цеха уже объединились: начальник цеха №2 принял дела у прежнего начальника цеха №64. "В старый цех мы уже не помещаемся, - рассказывает Владимир Графов. - Эксперты пришли к заключению, что в этой "коробке" нам осталось жить 2-3 года: она устарела и морально, и физически".<BR>Новым домом механообрабатывающего цеха станет помещение, первоначально предназначавшееся для выпуска продукции атомного энергомашиностроения. В старом корпусе цеха №2 будет организован склад, который сейчас располагается под открытым небом.<BR>Предполагалось, что в 12-й пятилетке ПО "Ижорский завод" выпустит восемь энергоблоков для АЭС. Однако нынешнее АООТ "Ижорские заводы" работает над производством лишь пяти энергоблоков. Еще во времена плановой экономики для цеха №2 начали строить новый корпус. Но денег не хватило, и на территории недостроенного цеха растет бурьян.<BR><BR><B>Вершина айсберга</B><BR>"Самое главное, чтобы в пользе проводимых реформ был уверен каждый сотрудник", - так считают и и.о. генерального директора Евгений Сергеев, и управленцы среднего звена.<BR>Евгений Сергеев, назначенный на должность в конце апреля 1998 года, начал работу с кадровых перестановок. Уже через месяц он издал приказ о структурных изменениях в АО. В первую очередь это коснулось менеджеров высшего звена. В одно подразделение были слиты финансовое и экономическое управления предприятия. Ликвидированы должности директоров по экономике, по производству и коммерческого директора. Вместо них созданы новые должности: директор по продажам и директор по производству и закупкам.<BR>"Самое сложное было организовать кадры, - говорит Евгений Сергеев. - Дальше жизнь покажет, насколько правильно были приняты решения. Механизм уже запущен. О конкретных результатах можно будет говорить в I квартале следующего года. Сейчас есть и отставание по выплате зарплаты. А когда мы нормально заработаем, к нам люди пойдут".<BR><BR><B>Неподведенные итоги</B><BR>Пока люди к "Ижорским" не тянутся. "Молодежь в производство не идет, - сетует Владимир Графов. - Это плохая тенденция. Станочника надо готовить лет 10, прежде чем от него что-то требовать". <BR>Сейчас Ижорские заводы работают 4 дня в неделю. Задержка по зарплате составляет около 4 месяцев. Квалифицированные рабочие подумывают об уходе с предприятия. "Крутится в голове мысль: как бы найти новую работу, - говорит станочник цеха №2 Сергей Макаров, проработавший на предприятии 15 лет. - Наше поколение, рождения начала 60-х годов, - последние, кто сюда пришел. Молодежи нет. А старики ждут - скорее бы пенсия".<BR>Владимир Графов говорит, что при хорошей загрузке производства станочник может заработать в месяц до 4 тыс. рублей: если, конечно, работать по 12 часов и без выходных.<BR>У Сергея Макарова месячный заработок - 2,5 тыс. рублей "грязными". Он один из самых высокооплачиваемых рабочих цеха.<BR>Переезд в новый корпус для него - это прежде всего большая трата времени на дорогу и проблемы вхождения в новый коллектив. Об остальных перспективах он говорит неуверенно: "Сейчас работа есть, что будет дальше - неизвестно".