Аптечный бизнес приближается к пределам роста

Денежные потоки обильно питают рынок фармацевтических препаратов. С апреля 1997 года по апрель 1998 года количество точек, торгующих медикаментами, возросло на 40%.

<BR>Денежные потоки обильно питают рынок фармацевтических препаратов. С апреля 1997 года по апрель 1998 года количество точек, торгующих медикаментами, возросло на 40%. <BR>Более быстрыми темпами развивается негосударственная розничная сеть. Число аптек и аптечных киосков негосударственной формы собственности увеличилось за год почти на 70%. Однако и государственная сеть расширяется достаточно интенсивно: прирост составляет почти 20%. Несмотря на усиливающуюся конкуренцию, подавляющее большинство аптек продолжает работать с прибылью.<BR><BR><B>Противостояние</B><BR>"Аптек должно быть много", - так оправдывают свое появление представители новых предприятий розничной торговли. Руководители старых аптек недовольны, но, как правило, держат удар со стороны появившихся соседей. <BR>Заметно противостояние между государственными и негосударственными торговыми точками. По словам представителей Комиссии по лицензированию и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности, коммерческие предприятия чаще нарушают правила торговли лекарственными средствами. "В уличных аптечных киосках, несмотря на многочисленные комиссии, работают продавцы без фармацевтического образования. В них нарушаются правила хранения, продаются лекарства с истекающим сроком годности. Рецептурные препараты могут продаваться только в аптеках. Однако без этой группы товара уличные киоски будут заведомо нерентабельными. Поэтому их владельцы вынуждены идти на нарушения", - говорит исполнительный директор Союза фармацевтических предприятий Максим Шатилов.<BR>Некоторые представители оптовых компаний считают, что торговать в рознице без нарушений вообще невозможно. Слишком много невыполнимых требований и устаревших инструкций. Невозможность работы без нарушений и высокая прибыльность рынка притягивают к торговле медикаментами криминальные структуры. "По нашим данным, российский рынок медикаментов достаточно сильно криминализирован", - говорит генеральный директор агентства деловой информации "NS Информ Плюс" Александр Гайдуков. Одна из основных задач Союза фармацевтических предприятий, в который входит около 60 аптек и примерно столько же оптовых компаний и производителей, - защитить рынок от недобросовестных торговцев.<BR><BR><B>Дефицит специалистов</B><BR>Серьезная проблема негосударственных предприятий аптечной розничной торговли - недостаточное количество профессиональных сотрудников. И даже профессионалы в коммерческих структурах чаще идут на нарушения в угоду прибыли собственников. "Опытные специалисты редко уходят из государственных аптек во вновь появляющиеся малоизвестные торговые предприятия, поскольку не уверены в перспективах. Новые торговые точки могут быстро открыться и так же быстро перепрофилироваться", - утверждает Максим Шатилов.<BR>"Количество непрофессиональных работников в торговле лекарствами идет на спад. Однако много людей с дипломом фармацевта, но мало настоящих специалистов", - говорит начальник фармацевтического отдела ЗАО "Корпорация "БИНКО" Наталья Целярицская. Заместитель генерального директора ЗАО "Петромед" (оптовая торговля) Марк Ротонберг считает, что сотрудники в коммерческих аптеках работают не хуже, чем в государственных торговых предприятиях. "Большой разницы в работе государственных и коммерческих аптек не существует", - сказал он.<BR><BR><B>Агрессия импортеров</B><BR>Так как число розничных предприятий растет, можно предположить, что в Петербурге увеличивается также объем продаж медикаментов. Это подтверждают представители оптовых компаний. "Менее качественные вытесняются более качественными и более дорогими препаратами. Это одна из основных причин роста выручки от продаж", - говорит Максим Шатилов. Увеличение объема продаж вызвано ростом доходов населения и действиями импортеров. Агрессивная реклама лекарств стимулирует спрос и изменяет его структуру. Последствия проведенных акций по продвижению на рынке лекарств за последние годы изменились. Если раньше рекламная кампания приводила к росту цен на рекламируемое лекарство, то сейчас увеличивается главным образом объем продаж. Он возрастает иногда в 10 раз, но, как правило, не более чем в 2-5 раз.<BR>Отечественные производители, по мнению Максима Шатилова, теряют рынок сбыта из-за недостаточного рекламирования своей продукции. "Российские фармацевтические фабрики производят хорошие препараты. Однако они направляют на рекламу менее 5% от прибыли. Для западных производителей норма - 30% прибыли", - сокрушается он. <BR>В государственном реестре 12.000 наименований лекарственных препаратов. Около 30% из них - отечественные. Однако в общем объеме продаж доля российских препаратов - менее 30%, так как импортные лекарства дороже. По данным Союза фармацевтических предприятий, около 30-40% поставок на петербургский рынок осуществляется напрямую от производителей. Работать с фабриками без посредников могут позволить себе только крупные оптовые компании. Доля продаж 10 крупнейших оптовиков достигает 65-75% рынка.<BR><BR><B>Бег затихает</B><BR>Рост числа новых аптек и аптечных киосков немного замедлился в первые месяцы 1998 года. Торговцы медикаментами не ожидают быстрого расширения рынка в будущем. Конкуренция между аптеками усилилась, и, по мнению оптовиков, в ближайшее время произойдет отсев неконкурентоспособных аптек по уровню сервиса, ассортименту и цене.<BR>"В последнее время аптеки чаще стали задерживать оплату оптовым компаниям", - говорит заместитель генерального директора ЗАО "Петромед" Марк Розенберг. Вероятно, оптовые компании расширят собственные розничные сети. Они могут позволить себе держать цены ниже, чем в самостоятельных торговых точках. По данным "ДП", в администрации Петербурга существуют планы приватизации государственных аптек.(Д.Ж.)