Соляной король два пуда соли выставил

Для одних соль - "белая смерть", для Вячеслава Смирнова - "белое золото". Именно поэтому 32-летний директор петербургской фирмы "ООО "Монарх" открыл Музей соли.

<BR><BR>Для одних соль - "белая смерть", для Вячеслава Смирнова - "белое золото". Именно поэтому 32-летний директор петербургской фирмы "ООО "Монарх" открыл Музей соли.<BR>Благодаря белоснежным кристаллам целые страны богатели на глазах, а владельцы соляных копей становились могущественнее монархов. Фирма Вячеслава Смирнова входит в тройку крупнейших российских поставщиков пищевой соли и контролирует, по оценкам фирмы, около половины рынка соли Петербурга.<BR>Иногда Вячеслава Смирнова называют "соляным королем", иногда новые знакомые или товарищи по бизнесу, торгующие чем-то более значительным, смеются: "Солью торгуешь? Ну и где стоят твои лотки?"<BR>Когда Вячеславу Смирнову надоело выслушивать шутки, он открыл Музей соли. Это произошло 24 апреля 1998 года. Сотрудники "Монарха" с гордостью утверждают, что это точно первый музей в России, а может, и вообще - никто о подобных зарубежных музеях пока не слышал.<BR><BR><B>Соль как соль</B><BR>Музей - небольшой зал в одном здании с офисом фирмы. По стенам - стеллажи с различными упаковками соли, гигантские кристаллы, которым по 200 миллионов лет (их специально для "Монарха" откладывают на добывающих предприятиях), соль в мешках, соль с добавками для ванной, техническая соль, соль в брикетах.<BR>Не каждый задумывается, сколько соли нас окружает. Только Петербург потребляет около 150 тонн соли в день, причем 40% - соли фасованной: той, что продается в магазинах. Остальное - для производства: мясокомбинаты "Самсон" и "Парнас", хлебозаводы, комбинат "Пекарь", кондитерские фабрики, рыбные заводы. Одни из самых крупных потребителей соли в городе - ТЭК и "Ленэнерго".<BR>На второй день после открытия в музей забрел массивный посетитель, увидел столько разной соли, потребовал дать ему каждого вида по две упаковки и с довольным видом понес охапку пачек и банок в машину: "Вот жена удивится!"<BR>Был и такой посетитель, который просил кусочек соляного кристалла... к пиву.<BR>Уже в следующем году Вячеслав Смирнов надеется пополнять экспозицию упаковками соли не только чужого, но и собственного производства.<BR><BR><BR><B>Любовь с расчетом</B><BR>Ни один здравый предприниматель не упустит выгоды даже от открытия собственного Музея соли. Вячеслав Смирнов тут же начал использовать выставочный зал для воспитания корпоративного духа у персонала ("Смотрите, каким серьезным товаром мы торгуем".), для переговоров с оптовыми покупателями ("Видите, сколько ее, а вы берете все время одну и ту же".), для маркетинга ("Какая упаковка, какая соль больше нравится обычному покупателю?"). Оказалось, что упаковка, которая подходит для московского рынка, в Петербурге не котируется.<BR><BR><B>Как "Монарх" стал королем</B><BR>Для того чтобы завоевать рынок какого-либо товара, нужно выделиться. С 1994 года "Монарх" поторговывал разным продовольствием, пока не случилось поставить в Петербург первую партию соли. Затем поставки повторялись, пока соль не стала основным товаром фирмы. "На рынке соли мы были не первыми, - вспоминает Вячеслав Смирнов, - но все торговавшие тогда фирмы продавали товар "с колес". Мы первыми рискнули и открыли склад. Он и сейчас по размерам такой же, как все остальные соляные склады города вместе взятые". Затем фирма начала поставки фасованной соли прямо с добывающих предприятий. Вырвалась в лидеры, когда создали сложную систему взаимозачетов, привлекая крупных клиентов без "живых" денег.<BR>Экскурсовод музея обязательно расскажет, что 7 ноября 1824 года наводнение смыло 300 тонн соли с соляной набережной Василеостровской биржи Петербурга. Тогда цены на соль взлетели так, что население черпало соленую воду для приготовления еды. И что такое станет невозможным, когда в Финском заливе достроят дамбу. А пока "Монарх" держит на складах месячный городской запас соли - 4000 тонн.<BR>В практике "Монарха" случалось, что у него покупали соль в мешках, для того чтобы прикрыть в грузовиках другой товар (например, водку). А спустя некоторое время эти фирмы становились постоянными клиентами - торговать солью не так выгодно, как водкой, зато доход стабильнее.<BR>Второй товар, на котором специализируется "Монарх", - спички. "Вовсе не потому, что люди в дни потрясений бросаются покупать соль и спички, - уверяет Вячеслав Смирнов, - просто на них такой же стабильный спрос". Но спичкам повезло меньше - музей спичек он пока открывать не собирается.<BR><BR>Соль - хлорид натрия (NaCl) - встречается в природе в виде минерала, называемого галитом, от греческого слова "голос", означающего и соль, и море. Гомер называл хлорид натрия "божественной солью".<BR>Кассиодор Флавий Марк Аврелий (490-583 гг. н. э.), консул и писатель Древнего Рима, утверждал, что соль дороже золота, поскольку без золота жить можно, а без соли нельзя.