00:0005 июня 199800:00
16просмотров
00:0005 июня 1998
В случае хищения груза, ввозимого под таможенным контролем, уплата таможенных платежей и штрафов ложится на перевозчика.
<BR><BR>В случае хищения груза, ввозимого под таможенным контролем, уплата таможенных платежей и штрафов ложится на перевозчика.<BR>В декабре 1997 года машину таможенного перевозчика - польской фирмы Panstwowej Komunikacji Samochodowej (PKS) ограбили. Санкт-Петербургская таможня оштрафовала фирму за недоставку груза. Суд признал штраф правомерным.<BR><BR><B>Пивной груз</B><BR>Фирма PKS везла в Петербург часть линии по производству солода для ОАО "Пивоваренная компания "Балтика". Груз оценивался в DЕM 243.000.<BR>Генеральный директор юридической фирмы "Право", представляющей интересы перевозчика, Андрей Колобов рассказывает: "В пути автомашину 4 раза останавливали сотрудники милиции для различных проверок. Уже в Петербурге 8 декабря 1997 года ее в пятый раз задержали лица, одетые в форму сотрудников ГАИ. Под угрозой оружия водителя связали и насильственно удерживали в течение 2 суток. Позже ему вернули пустую машину".<BR>Андрей Колобов недоумевает, кому понадобилось такое специфическое оборудование - часть линии по производству солода.<BR>Один из руководителей ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" утверждает, что завод не понес от этого инцидента никаких убытков, так как поставщик (немецкая фирма Buhler) получил страховку за украденный груз и доставил новое оборудование.<BR><BR>Кто виноват?<BR>По факту вооруженного ограбления милиция возбудила уголовное дело.<BR>Поскольку груз доставлен не был, Санкт-Петербургская таможня признала фирму PKS нарушителем таможенных правил (НТП). Наказание было лояльным: штраф ниже низшего предела - 1% (DЕM 2430) от таможенной стоимости груза и предупреждение.<BR>Андрей Колобов считает, что этим ответственность перевозчика вряд ли ограничится, так как вдобавок с него могут взыскать все таможенные платежи. "В этом случае сумма убытков PKS вырастет в несколько раз. Мы считаем ограбление обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажор). Ведь перевозчик не мог предвидеть или избежать ограбления. По Таможенному кодексу РФ, форс-мажор является основанием для прекращения производства по делу о НТП", - говорит он. Однако Таможенный кодекс РФ не дает четкого определения понятия "обстоятельство непреодолимой силы".<BR>Начальник Санкт-Петербургской таможни Валерий Еременко признает, что нарушитель освобождается от ответственности, если правонарушение произошло вследствие действий непреодолимой силы. "Но действия неустановленных лиц, похитивших груз и документы, не могут быть отнесены к таковым", - считает он.<BR><BR>Что делать?<BR>Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций подтвердил доводы таможни. Фирма PKS намерена обжаловать решение суда, а также просить разъяснений у высших судебных инстанций.<BR>Ответственность перевозчика перед таможней можно застраховать. Заместитель генерального директора САО "Ингосстрах-С.-Петербург" Виктор Тюкшин говорит: "Мы предлагаем такую услугу. Если груз будет похищен, все таможенные платежи (кроме штрафов) будут покрываться за счет страховой компании".<BR><BR>По Таможенному кодексу РФ (ст. 254), недоставление товаров, находящихся под таможенным контролем, влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100% стоимости товаров.