00:0010 апреля 199800:00
13просмотров
00:0010 апреля 1998
Выбрать курсы нетрудно, если хорошо представлять себе, зачем вам нужно знание иностранного языка. Но перед этим попытайтесь разобраться, какие подходы и методики обучения наиболее эффективны именно для вас.
<BR><BR>Выбрать курсы нетрудно, если хорошо представлять себе, зачем вам нужно знание иностранного языка. Но перед этим попытайтесь разобраться, какие подходы и методики обучения наиболее эффективны именно для вас. <BR><BR>Большинство специалистов сходятся во мнении, что эффективность обучения языку определяется мотивированностью обучающегося и методикой обучения, которая соответствует его цели. <BR><BR><B>Без языка</B><BR>Изучение языка - это усвоение специфической логики и основанной на ней знаковой системы, присущей только носителям языка, по существу - перестройка сознания. Проблемы такой перестройки не существует только для людей, с детского возраста воспитывавшихся в двуязычной среде. <BR>Для всех остальных процесс усвоения языка другого народа до степени совершенства должен длиться не менее нескольких лет (по некоторым оценкам, как минимум 10 лет интенсивного изучения). Но следует вопрос: "А надо ли это?" <BR>Для того чтобы общаться с местным населением в турпоездках, совершать мелкие покупки за границей, не имеет ни малейшего смысла идти на курсы изучения иностранного языка. Полистайте разговорник. <BR>Покупать обучающие кассеты (например, изготовленные по методу Илоны Давыдовой) тоже не имеет смысла. 300-400 идеально заученных фраз - это всего лишь разговорник в голове. <BR><BR><B>Необходимый минимум</B><BR>Для большинства людей знание языка, обеспечивающее быстрое и грамотное общение, совсем не обязательно. С одним исключением - английский язык. Не владея языком международного общения на уровне грамотной речи, нельзя рассчитывать на то, что за рубежом поверят в наличие у вас среднего образования. <BR>Для того чтобы овладеть английским языком на таком "хорошем уровне", придется попотеть, изучая его на курсах или индивидуально с преподавателем не менее 4-6 месяцев. <BR>"Уже через полгода можно знать достаточно хорошо язык, чтобы общаться, выполнять рабочие функции. Но, чтобы обучаться каким-то дисциплинам в другой стране, полгода явно мало", - говорит руководитель центра "Сигнум" Александр Новиков.<BR>Принципиально различных подходов к изучению языка всего два - классический и неклассический. Первый состоит в обучении правилам, описывающим язык, второй - в попытке обойтись без заучивания этих правил. Поэтому второй подход можно условно назвать ускоренным. <BR>Например, при любом подходе к обучению сегодня большинство школ и курсов используют игровые методики. Игра как метод относится исключительно к организации языковой практики. С ее помощью можно "разговорить" человека, сделать обучение увлекательным, но с помощью игры нельзя научить. То же относится к методу "погружения" в языковую среду. <BR><BR><B>Классика</B><BR>Накопление качества при классическом подходе идет медленно, так как требует запоминания множества правил. Обучающийся постепенно усваивает материал, потом количество переходит в качество, происходит выход на другой уровень. Пресловутая "неспособность к языку", по мнению многих приверженцев новых методик, при классическом подходе фатальна для людей с плохо развитой механической памятью. <BR>"Но медленный, классический способ изучения языка, особенно если обучение происходит с детства, - на мой взгляд, лучший. К сожалению, времени на такое обучение у людей сейчас просто нет", - говорит Александр Новиков. <BR>Так называемые Кембриджский и Оксфордский курсы, метод Китайгородской в значительной степени используют классический подход, модернизированный игровыми методиками. Именно подобные курсы получили наибольшее распространение в мире. По мнению г-на Новикова, они очень хороши в странах - носителях языка, но не подходят для России, где обучающиеся не могут "подогревать" знания повседневной языковой практикой. Если человек обучается всего 2-3 раза в неделю, игровой эффект вообще сводится на нет. <BR>Автор собственной системы освоения иностранного языка Денис Рунов эмоционален: "Сложившееся отношение к изучению языка как к неприятной процедуре снижает эффективность обучения минимум в 2 раза. Но главная проблема - в том, что требования, предъявляемые традиционными системами обучения, зачастую трудновыполнимы. Чтобы употребить в разговоре правильную глагольную форму, вам нередко предлагается за долю секунды перебрать два десятка правил, что в принципе невозможно". <BR><BR><B>Не классика</B><BR>Оригинальные, не классические методики, давая основу языка в том или ином виде (упражнения или простейшие логические построения), стремятся использовать природные механизмы запоминания. <BR>Ленинградский психолог Владислав Милашевич исследовал действия человека, перед которым стоит задача быстро изучить язык, и нашел некий компактный алгоритм, позволяющий отойти от заучивания. В основу его метода положен так называемый "принцип одной сложности", который предполагает поэтапное изучение языка, начиная с постижения его структуры. <BR>Петербуржец Денис Рунов предложил собственную гипотезу о том, как в человеческом сознании работает язык.<BR> "Сверхзадача нашего подхода заключается в том, чтобы передать слушателю язык в том виде, в котором он представлен в сознании носителя языка", - говорит Денис Рунов.