00:0008 апреля 199800:00
13просмотров
00:0008 апреля 1998
Возможно, моя оценка современного состояния бизнес-психологии будет наиболее адекватной, так как я представляю руководителя и психолога в одном лице. Уже 9 лет я, как директор фирмы, занимаюсь предпринимательством в области психологии.
<BR><BR>Возможно, моя оценка современного состояния бизнес-психологии будет наиболее адекватной, так как я представляю руководителя и психолога в одном лице. Уже 9 лет я, как директор фирмы, занимаюсь предпринимательством в области психологии.<BR>Главная тенденция современного рынка этих услуг - появление настоящих профессионалов. Когда мы начинали, 8-10 лет назад, ситуация была парадоксальная: у многих руководителей предприятий были большие ожидания, что психологи могут здорово помочь что-то изменить. Это отношение, наверное, шло из фильмов и книг, а у нас таких специалистов почти не было. Были специалисты, которые умели выполнять отдельные элементы работы, и они пытались это делать, но предприятиям нужно было совсем другое. У психологов еще не было ни знаний, ни опыта. Они брались решать любые вопросы. Представьте ситуацию: директор сидит с утра до вечера, занимается проблемами предприятия, думает, а тут приходит молодой психолог и говорит: "О, здесь все просто. Вам нужна аутогенная тренировка". И в чем парадокс ситуации: чем больше психологи работали, тем хуже становилось отношение к ним руководителей предприятий. <BR>Сейчас же ситуация резко переменилась. Уже есть ряд специалистов - их мало, но они существуют, - которые могут действительно принести пользу предприятию. Психологи получили возможность ездить за границу, стажироваться. Но самое главное - они приобрели опыт, опыт своих ошибок. <BR>Есть два направления консультирования: организационное и психологическое. Психолог может быть организационным консультантом, но лучше эти вопросы решает менеджер, которого и готовили как менеджера. Точно так же, как тренер в футбольной команде может быть психологом, но лучше, если он в прошлом - футболист.<BR>А психологическое консультирование - это уже область компетенции психолога, направление психологической практики. И тут существуют только два вида деятельности, в которых психолог может быть действительно эффективен: психологическая оценка и подбор персонала, психологическая подготовка и обучение. Все остальное - от лукавого. Наверное, это может показаться спорным, но я считаю, что это именно так.<BR>Деятельность психолога на предприятии можно оценить двумя терминами: эффектность и эффективность. Очень часто эти показатели обратно пропорциональны. Любой опытный психолог знает, как поработать очень эффектно, запудрить всем мозги, чтобы после тренинга все говорили: вот это да, на этом тренинге все плакали. Но после того как психолог уходит, ничего не меняется. Остается только воспоминание, что психология - это круто. <BR>А есть эффективная работа. Когда психолог уходит, остается недоумение: а зачем его сюда звали? Все переругались, всЈ нарушено, но через неделю, месяц видно, что дела начинают идти лучше. Таким образом, оказана реальная помощь, а личный авторитет психолога пострадал. И специалист должен выбирать для себя, что важнее - результат или авторитет.<BR>Хороший психолог работает не технологиями и инструментарием, а собственной личностью, жизненным опытом. Поэтому во всем мире работа психологов оплачивается очень высоко. И при выборе психолога надо прежде всего ориентироваться на личность. <BR>Однако руководство предприятий должно понимать, что психолог - совершенно обычный, часто даже более проблемный человек, так как именно такие люди склонны заниматься психологией: они более чувствительны и проницательны. <BR>Штатный психолог не должен становиться этаким Распутиным, к мнению которого безоговорочно прислушивается директор. Психолог не должен быть окружен ореолом, как колдун или астролог. А такое отношение существует. <BR>Психолог - обычный человек; просто он знает, как помочь, и умеет это делать.