Директор Мет управляет миром и его культурной политикой

Директора Метрополитен-музея в Нью-Йорке Филиппа де Монтебелло называют лучшим музейным менеджером мира. Он же сам уверен, что управляет миром.

<BR><BR>Директора Метрополитен-музея в Нью-Йорке Филиппа де Монтебелло называют лучшим музейным менеджером мира. Он же сам уверен, что управляет миром.<BR>Именно так Филипп де Монтебелло гордо назвал Метрополитен-музей. Не крупнейшим художественным собранием в США, не одним из пяти ведущих музеев мира, а целой галактикой. А раз музей сам по себе - огромный мир, то и художественная политика Мет (так сокращают длинное название музея) всеобъемлюща и фундаментальна. Концентрация под одной крышей всех самых значительных художественных проявлений цивилизации всех континентов накидывает легкий флер высокомерия, видимо, на всех сотрудников. И тем более - на директора. Самые общие слова он произносит столь значительно и так восхитительно интонирует своим насыщенным баритоном, что, кажется, вещает нечто равное Откровению Иоанна.<BR><BR><B>Зависимость от денег </B><BR>Филипп де Монтебелло кратко обрисовал артистическую политику Мет: собирательская, исследовательская и образовательная работа. Общепринятая и традиционная политика крупного музея. "Сегодня мы ориентированы на привлечение зрителя, развиваем образовательные программы. Завтра, возможно, будем вкладывать больше средств в новые технологии. Серьезная музейная политика напрямую зависит от значительных средств. Накапливать и направлять деньги - это игра. Чем серьезнее деньги, тем серьезнее игра. Куда вкладывать - в развитие, в фандрайзинг, в новые выставки, в школьные программы".<BR>На вопрос, кто определяет направление арт-политики, Филипп де Монтебелло без промедления ответил: директор. "Ну, конечно же и попечительский совет, но они не вмешиваются в детали, оценивая тенденции моей деятельности. Если политика им не понравится, они могут меня уволить. Попечительский совет собирается несколько раз в год, а директор каждый день решает, что издавать сегодня - роскошные цветные каталоги или тонкие брошюры для студентов".<BR>В грассирующем "р-р-р" и горловом "ю-ю" в слове "брошюра" прозвучало французское происхождение директора Мет.<BR><BR><B>Князь по рождению</B><BR>Филипп де Монтебелло родился в Париже в 1936 году. Он происходит из высокопоставленной дворянской семьи. С материнской стороны семья имеет родство с маркизом де Садом. Его прапрадед по отцу служил в дипломатической миссии в Петербурге, а один из прадедов - генералом в наполеоновской армии. (За победу под Монтебелло маршал Жан Лане получил от Наполеона титул Duc de Montebello.)<BR>Отец Филиппа, достаточно успешный художник, арт-критик, фотограф, с женой и четырьмя сыновьями уехал из Парижа в США в 1951 году. Родители обещали, что в Америке все будет лучше, но для Филиппа все было хуже. Особенно - плохое знание английского.<BR>Освоив языки, в том числе испанский, немецкий и немного русский, Филипп захотел стать художником, но отец сказал, что у него нет таланта, а сын поверил.<BR>После окончания Гарварда и специализации в Институте изящных искусств Филипп де Монтебелло пришел в Мет ассистентом куратора в 1963 году. Директором музея стал в 1978 году (25 мая Филипп де Монтебелло отпразднует 20-летие своего директорства). Выставка "Коллекции Ватикана", приехавшая в Мет в 1983 году, спонсированная фирмой "Филип Моррис", принесла более $2 миллионов прибыли и позволила музею закончить финансовый год с плюсом (после 6 лет дефицита).<BR><BR><B>Личное дело</B><BR>Рассказывать о себе и своей карьере Филипп де Монтебелло отказался, твердо сказав, что это его принцип - никогда не говорить о себе: "В интервью я предпочитаю рассказывать не о персонах, а об организациях". Хотя в американской прессе о личной жизни Филиппа де Монтебелло и его восхождении на пост директора Мет написано довольно много. Отдавая должное организаторскому таланту, работоспособности и умению разговаривать с людьми, его называют снобом. Хотя иностранцу довольно трудно уловить смысловой оттенок этого слова. Вполне возможно, что для западного человека это комплимент. Кстати, свои отношения с прессой Филипп де Монтебелло назвал великолепными, хотя и считает, что примерно 50% статей о Мет содержат ошибки, иногда по незнанию, иногда по злобе.<BR>У Филиппа де Монтебелло жена и трое сыновей. Он много работает и редко видит взрослых детей. Газеты утверждают, что первого внука де Монтебелло впервые увидел в рабочем кабинете директора Мет. Иногда, впрочем, и Филипп де Монтебелло позволяет себе отдыхать - играет в теннис или возится в саду, когда вместе с женой выбирается в свой загородный дом в Бриджхэмтоне.<BR><BR><B>Свита играет короля</B><BR>Вокруг личности директора складывается череда легенд. Например, одна гласит, как во время официального визита в США императора Японии Филипп де Монтебелло почему-то был против, чтобы в Мет проводили торжественный обед в честь императора. Прием все же устроили по распоряжению президента Мет, но директор позволил себе демонстративно на него не явиться. Столь явное фрондерство и демонстрация независимости восхитили его почитателей и раздразнили недоброжелателей.<BR>Рассказывают, что министр культуры Франции специально прилетал в Нью-Йорк, чтобы пригласить Филиппа де Монтебелло на пост директора Лувра, но согласия не получил. Де Монтебелло попросил время подумать и отказался, мотивировав это полной исчерпанностью амбиций. Все его амбициозные планы уже реализовались на посту директора Мет.<BR>Говорят, что 91 куратор Мет называют своего директора Филиппом, но ни один даже в мыслях не осмеливается назвать его Филом, что для демократичной Америки вроде бы вполне нормально.