00:0023 марта 199800:00
16просмотров
00:0023 марта 1998
В петербургской розничной торговле множится количество продовольственных сетей.
<BR>В петербургской розничной торговле множится количество продовольственных сетей.<BR>Сколько всего сетей в Петербурге, выяснить трудно, так как основной источник информации - Комитет по потребительскому рынку администрации города имеет сведения только об общем количестве розничных магазинов. <BR>Наиболее крупные сети, упоминаемые в качестве постоянных клиентов опрошенными корреспондентом "ДП" оптовыми фирмами, - сеть магазинов "Аякс", "Джинн", "Космос", "Молоко", "Сезон", "Контраст", "Хлеб", "Центральные булочные Санкт-Петербурга", "24 часа", сети фирменных магазинов "Самсона" и "Петмола".<BR>Причем имеет место путаница относительно того, какие сети работают на данный момент, а какие прекратили существование. Например, оптовики часто говорят о том, что работают с сетями "ОГГО" и "Холидей". Правда, при этом подчеркивают, что работают напрямую с магазинами, а не с головным офисом.<BR>Некоторые оптовики не разделяют своих клиентов на сети и разрозненные магазины. <BR><BR><B>Форма работы</B><BR>Действующие в Петербурге продовольственные сети работают в основном по двум принципам: либо поставки в магазины осуществляются централизованно через головной офис, либо поставщики работают непосредственно с директорами магазинов. Первый принцип превалирует.<BR>Есть также промежуточный вариант, как, например, в случае с организованным в июле 1997 года ЗАО "Торговая фирма "Петербургторг", которое объединяет 21 универсам города. "Петербургторг" договаривается с поставщиками о дополнительных скидках для своих акционеров, а потом поставщики работают уже непосредственно с самими универсамами (подробнее см. "ДП" №124/97).<BR>По словам управляющего сбытовым управлением продуктов питания компании "Юнилэнд" Владимира Матюшечкина, "Юнилэнд" старается работать не только с головной конторой, какой бы сильной она ни была, но и с директорами входящих в сеть магазинов. Менеджер по продажам "Юнилэнда" обговаривает с директором магазина необходимый для поставки ассортимент продукции, а потом полученный список согласовывается с головным офисом. В "Юнилэнде" это называют "углублением в ассортимент клиента".<BR>По такому принципу компания работает с сетями "Молоко", "Контраст" и другими. Как сказал Владимир Матюшечкин, такой подход позволил за последние полгода увеличить товарооборот по работе с сетями в 1,5-2 раза (в общем товарообороте дистрибуции "Юнилэнда" розничные сети занимают 3-4%).<BR>По словам заместителя директора по маркетингу сети "Елисеевский магазин" Сергея Фесенко, управление в этой сети осуществляется централизованно. К мнению директоров магазинов, которые называются заведующими секциями и не имеют стопроцентных полномочий, прислушиваются, однако в случае необходимости проводится решение "сверху". <BR>Например, когда головным офисом проводится исследование отдельных видов товаров и выясняется, что нужно увеличить ассортимент, а заведующий секцией не соглашается, тогда головной офис принимает решение в административном порядке. Таким образом, с марта 1997 года, когда решением арбитражного суда было введено внешнее управление в "Елисеевском магазине", и по декабрь 1997 года за счет расширения ассортимента и снижения цен магазин на Невском проспекте увеличил товарооборот в 1,5 раза, а количество покупателей возросло в 2 раза.<BR>Иная схема работы - у сети фирменной торговли "Самсона". У него около 50 магазинов (часть - собственные, другая часть организована совместно с партнерами), а также около 10 фирменных секций, открытых преимущественно в универсамах. Специальный сотрудник "Самсона" - торговый инженер рекомендует директорам магазинов, за счет каких продуктов расширять ассортимент. "Но это именно рекомендации, и каждый директор магазина самостоятельно формирует ассортимент, так как он лучше знает особенности спроса в своем районе", - говорит начальник управления по фирменной торговле завода Сергей Скоркин.<BR>В фирменные магазины "Петмола" поставки сопутствующих молочной продукции товаров осуществляются централизованно, через управление фирменной торговли предприятия, хотя сначала информация о требуемом ассортименте исходит от директоров магазинов. Как считает заместитель коммерческого директора "Петмола" Алексей Назаренко, такая форма работы удобна, ибо управление может закупать крупные партии товара по более низким ценам, что выгодно магазинам. "Петмол" имеет 3 магазина на своем балансе, 7 - на арендованных у КУГИ площадях, 9 - организованных самостоятельными юрлицами, связанными с "Петмолом" договором о фирменной торговле, и 4 - совместных с другими предприятиями (в том числе один, организованный вместе с участниками движения "Сделано в Петербурге").<BR>"АПЕК-Трейдинг", обеспечивающий товаром шесть супермаркетов "Аякс", ради предотвращения несогласованности действий головного офиса и магазинов разработал новую концепцию их взаимодействия. "Оплата труда менеджеров коммерческого отдела, который выполняет функции головного офиса в плане обеспечения товаром магазинов, теперь исчисляется не окладом, как раньше, а процентами. Сумма процентов рассчитывается по четырем параметрам, среди которых и объемы продаж в "подшефных" магазинах", - говорит Александр Гетманский, генеральный директор "АПЕК-Трейдинг".<BR>В результате новой политики за 1,5 месяца работы (к началу 1998 года) удалось обеспечить минимальный ассортимент продукции в магазинах (6-6,5 тысячи наименований), а общий ежемесячный оборот всех "Аяксов" возрос с 4 млрд "старых" рублей в ноябре 1997 года до более чем 8 млрд рублей в начале 1998 года.<BR><BR><B>Консолидация</B><BR>Генеральный директор "Петербургторга" Виктор Туляков уверен, что объединение розничных магазинов в сетевые системы необходимо, так как в нынешних условиях выжить на рынке гораздо легче, скоординировав усилия. Сейчас "Петербургторг" уже объединяет ряд лучших универсамов города ("Южный", "Ладожский", "Невский" и другие) и надеется в будущем расширяться. <BR>Директор универсама "Серебристый" Виктор Щеголев также полагает, что консолидация розничных торговцев необходима, и сожалеет об утрате ассоциацией "Гастроном", куда универсам раньше входил, своих просветительских и координационных функций. Возможность работы в структуре какого-либо розничного объединения для своего универсама Виктор Щеголев не отрицает, но в "Петербургторг" не входит, так как не видит пока реальной выгоды от участия в этой организации. <BR>За консолидацию - и сами сети. "Елисеевский магазин", который после объявления весной 1997 года банкротства и введения внешнего управления постепенно выходит из кризиса, планирует расширяться. "В наших планах - объединение с магазинами "Парнаса", который является основным поставщиком "Елисеевского", под общей вывеской "Елисеевский магазин" и под единым стилем. Это будут не только магазины, но и кафе, рестораны, бары, предприятия fast food. В качестве пробного шара мы уже открыли небольшой пивной ресторанчик на Малой Садовой улице", - сказал Сергей Фесенко.<BR>В дальнейшем сеть собирается создать также и оптовую компанию, которая будет входить в сеть и не только займется поставками продукции для своих магазинов, но и будет торговать оптом в целом по городу.<BR>Сеть "Аяксов" собирается в ближайшие время окончательно решить проблему установления в магазинах постоянного ассортимента продукции и постоянных цен на нее, после чего - расширяться за счет открытия новых магазинов. (Л.Л.)