00:0016 марта 199800:00
10просмотров
00:0016 марта 1998
Рынок недвижимости переживает серьезные потрясения. Мнения о причинах высказываются самые разные. Риэлтеров обвиняют в непрофессионализме, ищут врагов в лице криминальных структур и прессы. Трудно поверить, что за 7 лет существования риэлтерского бизнеса
<BR><BR>Рынок недвижимости переживает серьезные потрясения. Мнения о причинах высказываются самые разные. Риэлтеров обвиняют в непрофессионализме, ищут врагов в лице криминальных структур и прессы. Трудно поверить, что за 7 лет существования риэлтерского бизнеса в Петербурге брокеры недвижимости так и не научились работать. Трудно поверить и в то, что криминальные структуры целых 7 лет выжидали, прежде чем "наехать" на риэлтеров. Еще труднее поверить, что скромные усилия прессы по развалу рынка смогли увенчаться столь грандиозным успехом.<BR><BR>Андрей Васильев, <BR>генеральный директор агентства недвижимости "Аркада"<BR><BR>Люди, начинавшие бизнес с нуля, хотели получить максимальную отдачу от новой деятельности. И они не могли пройти мимо денег клиентов. Запустили лапу в клиентские деньги тогда многие, но сделать это разумно - удалось не всем. Тем, кто запустил ее очень глубоко, сегодня уже не вытащить. Нынешняя ситуация на рынке чревата появлением бесхозных агентов, которые будут работать, как уличные маклеры. Другие печальные последствия - возникновение недоверия между фирмами. И без того при совместных сделках между фирмами возникают проблемы, что сказывается на клиентах. Договориться о разделе комиссионных нормально удается редко. Некоторые агенты пытаются взять с клиента двойные комиссионные, что абсолютно недопустимо. Из-за взаимного недоверия совместных сделок станет меньше, что тоже обедняет рынок. Поскольку основной объем приходится на совместные сделки, неминуемо снижение оборотов.<BR><BR>Андрей Сумароков, <BR><B>президент Городской корпорации риэлтеров</B><BR><BR>Крах нескольких агентств сказывается на всех фирмах одинаково, независимо от того, крупные они или мелкие. Нет агентства недвижимости, которое не жило бы в долг. Уровень рентабельности нашего бизнеса сегодня - 1%, от силы 1,5. А везде - сплошные предоплаты.<BR>В свое время слово "кооператор" стало ругательным. Скоро таким же ругательным станет словосочетание "агентство недвижимости". К счастью, пока народ идет. Только много вопросов задают. <BR>Пока на объеме сделок это не сказалось. Но хорошего в будущем я не жду. Думаю, ситуация усложнится. Все чаще будут использоваться "московские" схемы взаиморасчетов, на рынок недвижимости придут банки. Может быть, это неплохо, но в Москве "МЕНАТЕП", взявшись за проведение расчетов между клиентами, "убил", наверное, 80% агентств. Сейчас похожую услугу начинает предлагать Инкомбанк. Я считаю, что риск для клиентов, решивших проводить расчеты через банк, увеличивается. Банк не будет проверять чистоту объекта, поскольку это не входит в его функции. Он будет только получать деньги за проведение расчетов, а агентские функции возьмут на себя маклеры.<BR><BR>Михаил Викторов, <BR><B>директор Института маркетинга, консалтинга и аналитики</B><BR><BR>Сенсации на рынке не было. По крайней мере, для тех, кто знал о вексельной программе "Дома Плюс". Как-то все совпало - деноминация, кризис на фондовом рынке - и оказало влияние на рынок недвижимости.<BR>Да, идет передел рынка. Но, думаю, что через пару месяцев эта волна схлынет. Ничего страшного в ситуации нет, за исключением того, что страдают клиенты. Все называют объективные причины падения крупных фирм - налоги, сложные цепочки сделок и т.д. Но может быть, крупные фирмы страдают болезнью глобализма? Они неповоротливы, маркетинг поставлен хуже, есть проблемы управления. Средние агентства - более гибки. Или у средних и мелких фирм меньше соблазна запустить руку в средства клиентов? У них просто нет возможности оперировать большими финансовыми потоками. Сегодня на рынок выходят новички, ориентированные на легальный бизнес.<BR><BR>Вячеслав Семененко, <BR>генеральный директор агентства "Петербургская недвижимость"<BR><BR>Количество совместных сделок сокращается: никто друг другу не доверяет. На рынок придут маклеры, чьи методы работы отдают откровенным криминалом. Агентства недвижимости опоздали перейти в новое качество и оказались сегодня опять на "диком" рынке периода 1993 года. <BR>Риэлтерскую деятельность пора перевести в разряд социально значимых. Ассоциация коммерческих банков, объединения риэлтеров и администрация Петербурга должны выйти на диалог. Срочно необходим закон Петербурга о взаиморасчетах между клиентами. Нужно разработать механизм социальной защиты клиентов: жилье - проблема не менее важная, чем снабжение города продовольствием. Необходимо регламентировать страховую деятельность в риэлтерском бизнесе. Пусть нас останется немного в результате ужесточения требований, но это будут фирмы, работающие по новым правилам.<BR>Крупные фирмы не сумели объединиться. Ассоциация риэлтеров, конечно, сыграла свою роль. Но сегодня ассоциация должна пересмотреть свое отношение к приему и членству. Необходимо делать упор не на количество членов, а на качество их работы. Возможно, необходимо провести аттестацию членов ассоциации. Мы готовы объединиться с любыми участниками рынка, если они работают профессионально и честно.<BR><BR>Павел Штепан, <BR><B>исполнительный вице-президент Балтийского союза риэлтеров</B><BR><BR>Происходит не кризис рынка, а кризис технологий работы на рынке. Искушение деньгами клиентов смогли пройти не все. Расширения рынка не было, а тем временем аппетиты риэлтеров росли. Те, кто вложил клиентские деньги в убыточные проекты, не просто перешли порог допустимого, - стали выстраивать пирамиды.<BR>Руководители фирм и Ассоциации риэлтеров видели ситуацию, но заняли позицию страуса. Профессиональная ассоциация участников рынка недвижимости необходима, и не одна. Но при условии: в работе профессиональных объединений должны принимать участие руководители фирм.<BR>Необходимо менять технологии работы. Количество субъектов рынка неизбежно уменьшится. Не обязательно будет идти процесс укрупнения фирм путем слияния. Мы считаем, что максимальное количество сотрудников в фирме - 300 человек. Это может означать, что штаты некоторых агентств будут сокращаться. Уменьшение количества сотрудников оправдано совершенствованием технологий и вместе с тем повышением профессионального мастерства самих сотрудников.