На международный рынок легче прорваться с запатентованным автоматом

Российские средства массовой информации широко распространили сообщение о том, что автомат Калашникова (АК) официально зарегистрирован как изобретение в Международном патентном ведомстве. Официальным владельцем этой весьма ценной интеллектуальной собствен

<BR>Российские средства массовой информации широко распространили сообщение о том, что автомат Калашникова (АК) официально зарегистрирован как изобретение в Международном патентном ведомстве. Официальным владельцем этой весьма ценной интеллектуальной собственности теперь является АО "Ижмаш". Сообщается, что все фирмы, производящие это оружие, наконец-то должны будут приобрести соответствующую лицензию у "Ижмаша" и что цена ее составит $1-6 млн. "Ижмаш" ведет работу по международной патентной защите снайперской винтовки Драгунова, автомата Никонова и пистолета-пулемета "ПП-19" ("бизон"). <BR><BR>НАЧИНАЕТСЯ информационное сообщение об очередной победе русского оружия с существенной неточности. Вряд ли именно автомат зарегистрирован как изобретение. Очевидно, была зарегистрирована его компоновка или ряд технических решений, которых в механизме могут быть сотни. Формулировка, данная в сообщении, сомнительна еще и потому, что в качестве изобретения можно зарегистрировать то техническое решение, которое как минимум имеет элемент новизны. Однако автомат Калашникова появился 49 лет назад и с тех пор прошел не только славный боевой, но и долгий производственный путь: его покупали и изготавливали разные страны, модернизировали и совершенствовали различные предприятия. Но формулировка сообщения явно носит политико-идеологическую тональность и служит целям продвижения российских товаров на международные рынки. Довольно забавно звучит прозрачный намек на то, что страна потеряла из-за того, что лучший в мире автомат не был запатентован в течение долгих лет. Ничего страна не теряла. Во-первых, секретную продукцию, как правило, никто не патентует, во-вторых - АК всегда пользовался хорошим спросом и страна зарабатывала на его продаже немалые средства. <BR>Однако эта маленькая уловка имиджмейкеров "Ижмаша" бьет в цель без промаха.<BR><BR>КАМПАНИЯ ПРОРЫВА российских товаров на новые рынки принимает наконец по-настоящему широкий и международный размах. Еще более существенно то, что инициаторами продвижения товаров выступают сами предприятия, а государство осуществляет некоторую политическую поддержку их начинаний. Тем более что российские заводы производят не только материальные ценности, но и огромное количество интеллектуальных продуктов, ценность которых до недавнего времени плохо осознавалась государственными и промышленными руководителями. <BR>Известно, что готовится президентский Указ "О формировании и проведении государственной политики в области создания, правовой охраны и введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности". <BR><BR>КАЧЕСТВЕННЫХ РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ с каждым днем появляется все больше. В том числе самых современных и наукоемких. Петербург - один из признанных национальных лидеров в области высоких технологий и промышленных изобретений. На федеральном уровне городу удалось отстоять свое право проводить одну из крупнейших российских выставок в этой области - "Высокие технологии. Инновации. Инвестиции". <BR>Петербургские предприятия активно патентуют свои технические решения и изделия. ЦКБ МТ "Рубин" получило патент на свою гражданскую подводную лодку, предприятие "Марион" - на ряд пьезоэлектрических приборов, ЛОМО - на электронные машины для голосования. Новые успехи петербургских предприятий обнадеживают.<BR>Настало время усиливать кампанию по созданию их паблисити, в том числе в международном масштабе. <BR><BR>С ОРУЖИЕМ ПАБЛИСИТИ, как и с АК, нужно обращаться умело. Изобретениями опасно хвастаться. Это знает любой руководитель и бизнесмен. До поры до времени раскрывать новое конкурентное преимущество по крайней мере неразумно. Однако после получения патента, тем более международного, кампанию "раскрутки" нужно запускать на полную мощность, кричать о своих достижениях на каждом углу. Не нужно стесняться! Это - еще один скрытый резерв развития возрождающейся российской и петербургской промышленности. <BR><BR><B>редакция</B>