Основатель частной школы начинал как гувернер

Частные уроки и служ-ба гувернером в част-ном доме долгое время были главными источниками дохода для Карла Мая - основателя знаменитой и претижной Петербургской частной школы для мальчиков.

<BR>Частные уроки и служ-ба гувернером в част-ном доме долгое время были главными источниками дохода для Карла Мая - основателя знаменитой и претижной Петербургской частной школы для мальчиков.<BR>Карл Иванович Май родился в Петербурге в 1820 году, его отец был родом из Пруссии, мать - шведка. Многодетная семья терпела нужду, и детские годы Карл провел в семье богатого бездетного дяди. Тринадцати лет он поступил в Петершуле - частную немецкую школу, имевшую отличную репутацию. Однако вскоре отец, а затем и дядя умерли. Чтобы оплачивать обучение, 14-летний мальчик начинает давать платные вспомогательные уроки отстающим товарищам и ученикам младших классов. За 2 года он настолько хорошо зарекомендовал себя, что, еще учась в школе, получил постоянное оплачиваемое место педагога в соседнем пансионе. Когда Карл Май с золотым кольцом (аналог золотой медали) окончил Петершуле, директор школы помог ему найти частные уроки. Постепенно Май заработал сумму, которая позволила его четырем сестрам окончить школу, а ему - поступить на историко-филологический факультет Университета. <BR><BR><B>Изучая белый свет</B><BR>В университетские годы Май не оставлял частных уроков - такой способ заработка был характерен для студентов, не отличавшихся высоким происхождением. После окончания вуза лишь немногие из них попадали на государственную службу, остававшуюся привилегией дворян. Большинство находили работу в частных домах и пансионах. Карлу Маю предложили хорошо оплачиваемое место гувернера в доме министра юстиции, литератора и любителя старины Д.В. Дашкова. С семьей министра Май побывал в Германии, Франции, Австрии, где посещал университетские лекции. Когда его воспитанник - Андрей Дашков подрос, Карл Май почувствовал, что его услуги как гувернера больше не требуются, и отказался от места, несмотря на уговоры Дашковых. <BR>Май преподавал в частных школах, Лесном институте, продолжая при этом частную практику. Число его подопечных росло, успехи их были бесспорны, а учитель заслужил хорошую репутацию. Клиенты и друзья уговорили его заняться созданием частной школы. Средства на этот проект собрали среди биржевого купечества, и в 1856 году во флигеле дома на 1-й линии Васильевского острова открылась частная школа. Первые ее ученики происходили из немецких семей, в основном проживавших на Васильевском острове.<BR><BR><B>Свое дело</B><BR>Поначалу Май взял на себя преподавание сразу нескольких предметов, а для ведения остальных дисциплин пригласил своих однокашников и сестер. Май предпочитал принимать детей, как он говорил, "из детской", не подвергавшихся влиянию других учителей, поэтому прием велся только в младшие классы. <BR>Пять лет спустя Карл Май, к тому времени уже титулярный советник, для своей школы покупает на 13-й линии В.О. участок земли с постройками: дом с флигелями, сараи, конюшня, прачечная, две беседки в небольшом саду. Здесь надо было разместить гимназию, а также реальное училище, приготовительные классы, пансион. Главные поступления в бюджет школы обеспечивала плата за обучение, которая оставалась неизменной в течение 50 лет. <BR>Если в гимназию поступало несколько детей из одной семьи, второму брату полагалась скидка 20%, третьему - 40%. По решению педсовета "недостаточных" учеников освобождали от платы за обучение. <BR><BR><B>Из лучших домов</B><BR>Питомцев этой гимназии называли "майскими жуками", или "майцами". Май развивал прикладные знания, готовил учеников к будущей практической деятельности. Это совпадало с желаниями многих родителей. <BR>"К Маю" отдавали своих детей состоятельные и прогрессивные семьи. Дети аристократов (Голицыны, Оболенские) и промышленников (Торнтон), наследники купеческих состояний (Елисеевы) соседствовали в учебных классах с сыновьями ученых и писателей, а также зажиточных мещан и крестьян. Александр Бенуа в своих мемуарах писал, что эта гимназия отличалась тем, чего не было в казенных учреждениях: максимально возможной свободой, теплотой общения педагогов с учениками, уважением к личности ребенка. <BR>О самом директоре Бенуа вспоминал: "Я Карлушу полюбил в первый же день, а затем остался верен этому чувству до конца".<BR>В 1882 году гимназии Карла Мая были присвоены права, предоставленные гимназиям Министерства народного просвещения. <BR>Аттестат выпускника этой школы высоко котировался не только в России, но и в лучших университетах Европы.