Любители кофе потянулись к элитным сортам

Кофе типа "фриз-драйд" (Nescafe Gold, Nescafe Alta Rica, Tchibo Exclusive и т.д.), относимый к элитным сортам растворимого кофе, становится все более популярным.

<BR>Кофе типа "фриз-драйд" (Nescafe Gold, Nescafe Alta Rica, Tchibo Exclusive и т.д.), относимый к элитным сортам растворимого кофе, становится все более популярным.<BR>По данным агентства MEMRB Market, с сентября 1996 года по сентябрь 1997 года его продажи увеличились почти в 2 раза, в то время как продажи гранулированного растворимого кофе хоть незначительно, но снизились. Можно предположить, что эта тенденция сохранится и в будущем.<BR>Производство кофе "фриз- драйд" требует высоких технологий, а следовательно, отличается не только высокими вкусовыми качествами, но и ценами.<BR>Однако исследования СНИЦ, проведенные в феврале 1997 года, показали, что для большинства потребителей кофе цена не является решающим фактором. Большинство респондентов (68%) при покупке кофе прежде всего обращают внимание на его вкусовые качества и только 10% - на цену. 19% опрошенных СНИЦ придают значение как вкусу, так и цене.<BR>Растворимый кофе традиционно пользуется в России большей популярностью, чем натуральный. Это можно объяснить простотой приготовления напитка, а также более низкими ценами по сравнению с натуральным (например, из 100 граммов растворимого кофе можно приготовить 50 чашек напитка, из 100 граммов молотого -14 чашек). <BR>По мнению начальника отдела по работе с предприятиями розничной торговли фирмы "Фудлайн" Вадима Лишко, западные поставщики хотят видеть Россию страной растворимого кофе, так как нашли здесь огромный рынок сбыта и не хотят его терять.<BR>По словам Антона Шабана, регионального управляющего по продажам Nestle (Швейцария) - одного из основных поставщиков в Россию растворимого кофе, для Nestle кофе является стратегическим товаром. На продвижение уже раскрученной в России марки Nestle тратит в среднем 5-12% оборота.<BR>Представители торговых организаций отметили, что среди растворимого кофе самой популярной торговой маркой является Nescafe (38% опрошенных фирмой "ТОЙ-опинион" в ноябре 1997 года). Также были отмечены марки Tchibo (7% опрошенных представителей торговых организаций), Elite (3%) и Jacobs (2%).<BR><BR><B>Натуральное будущее</B><BR>Натуральный кофе является тем продуктом, за счет которого в ближайшее время магазины планируют расширять ассортимент. 6,4% опрошенных "ТОЙ-опинион" представителей торговых организаций заявили, что намерены в будущем начать торговать натуральным кофе (далее следует детское питание - 4,4%).<BR>Согласно опросу "ТОЙ-опинион", у петербуржцев наиболее популярен натуральный кофе Tchibo. За ним следуют Paulig и Jacobs. Молотый кофе пред-почитают 43% опрошенных "ТОЙ-опинион", 14% - любят кофе в зернах, 43% опрошенных не имеют особых предпочтений.<BR>Одним из перспективных видов кофе, который практически отсутствует сегодня на прилавках, можно считать натуральный кофе с уменьшенным содержанием кофеина или вообще без него.<BR>Трудно прогнозировать, приживется ли он в нашей стране, так как считается, что русские любят крепкий кофе. По словам представителя "Паулиг Экспорт" Тамбэт Хоок, Paulig для России использует специальную технологию обжаривания для получения более темного кофе. По его мнению, в северных странах в кофе более всего ценится тонизирующий эффект.<BR>В ходе социологических исследований, проведенных компанией "Май" (торговая марка "Майский кофе"), подтвердилось, что россияне предпочитают, чтобы кофе был не только ароматным, но и крепким, с горчинкой, и не имел кисловатого привкуса. Этот факт использовался при выводе на рынок одного из продуктов "Мая" - кофе "Золото Инков", изготовленного по технологии "фриз-драйд".<BR><BR><B>Польза и вред популярности</B><BR>Ленинградский пищевой комбинат (ЛПК) традиционно занимается обжариванием и упаковкой натурального кофе, а также изготовлением различных кофейных напитков. По данным "ТОЙ-опинион", продукция ЛПК представлена в 12% торговых точек. Одним из достоинств отечественных марок кофе является сравнительно низкая цена. Его основные потребители - кондитерские фабрики и пищевые комбинаты. Тем не менее, по словам главного технолога ЛПК Людмилы Павленко, продажи кофе в 1997 году снизились по сравнению с предыдущим годом на 49%.<BR>Не уделяя внимания рекламе (покупатель при покупке кофе принимает решение о выборе той или иной марки в большинстве случаев спонтанно, большую роль играет узнаваемость), не используя современных видов упаковки (в основном применяется бумага), отечественные производители постепенно теряют рынок кофе. С другой стороны, популярность некоторых импортных марок, например Nescafe Classic, способствует тому, что на рынке появляется множество его подделок. Что часто используют недобросовестные торговцы, с готовностью закупающие товар по демпинговым ценам.<BR><BR><B>Будущее за кофе</B><BR>По данным "ТОЙ-опинион", в магазинах Петербурга представлено 36 марок растворимого и 23 марки натурального кофе. <BR>В розничной торговле на растворимый кофе в среднем приходится 2,67% общего оборота, на натуральный - 1,15%. Некоторые оптовые компании считают, что на сегодняшний день, когда покупательская способность низка, рынок кофе в Петербурге достаточно насыщен. Тем не менее оптовики прогнозируют, что потребление кофе будет медленно увеличиваться.(Т.Г.)