00:0019 декабря 199700:00
17просмотров
00:0019 декабря 1997
Опыт работы над банковским рейтингом "Делового Петербурга" показал, что открытость, к которой активно призывает Центробанк, свойственна меньшинству петербургских банков.
<BR>Опыт работы над банковским рейтингом "Делового Петербурга" показал, что открытость, к которой активно призывает Центробанк, свойственна меньшинству петербургских банков.<BR>Мы насчитали 24 банка, понимающих преимущества политики открытости. Этот мало для города, в котором действует около 100 кредитных организаций.<BR><BR><B>Немного истории</B><BR>Наша работа над рейтингом началась весной 1997 года. В апреле мы обратились к банкам с предложением предоставить необходимые для составления рейтинга сведения. Параллельно разрабатывалась методика рейтингования. Тогда же идею создания независимого рейтинга петербургских банков поддержало Главное управление ЦБ по Петербургу. Мы понимали, что убедить банки "раскрыться" будет трудно, однако реальный уровень их сопротивления превзошел все ожидания.<BR>Общение с коллегами из московского ИЦ "Рейтинг", специализирующегося на составлении банковских рейтингов, подтвердило наши впечатления. По словам одного из специалистов "Рейтинга", петербургские банки очень неохотно предоставляют информацию: "Только сейчас становится легче" (по прошествии 3 лет, в течение которых ИЦ занимается рейтингами. - "ДП"). <BR>Однако жизнь не стоит на месте. И если вначале "ДП" делал ставку исключительно на добрую волю банков, заинтересованных в адекватном представлении в рейтинге, то позднее пришлось привлечь и другие источники интересующей читателей информации. <BR>Для подготовки публикации "ДП" получил из альтернативных источников информацию по шести петербургским банкам. Мы не хотим, чтобы и в дальнейшем желание или нежелание банков сотрудничать с газетой отражалось на качестве предлагаемого читателям продукта.<BR><BR>В чем причина?<BR>Наиболее распространенный ответ в случае отказа банка от предоставления информации: "Руководство решило, что нам это не нужно". Некоторые предлагали более аргументированную версию. Например, филиал банка "Российский кредит": "Мы не думаем, что это будет способствовать улучшению нашего имиджа". Или филиал Межкомбанка: "Мы отказываем всем". Очень часто финансисты приводили следующую причину: "Вдруг мы будем не очень выгодно смотреться". <BR>Банк "Санкт-Петербург" и петербургский Промышленно-строительный банк в начале нашей работы над рейтингом прислали письма, "приветствуя намерение газеты "Деловой Петербург" проводить рейтингование петербургских банков", давали советы по совершенствованию методики. Но потом передумали: балансы этих банков получить от них самих мы не смогли.<BR>Существуют банки, которые проявили искреннее желание участвовать в рейтинге, но не попали в него по объективным причинам. Филиал Альфа-банка проявил интерес к проекту "ДП", однако сказалось отсутствие у него полной квартальной отчетности (филиал начал полноценно функционировать только нынешней осенью).<BR>В процессе работы над рейтингом "ДП" предложил сотрудничество Ассоциации коммерческих банков (АКБ). Мы сделали это по совету ГУ ЦБ, предложившего редакции подумать о целесообразности "рассмотреть вопрос получения информации через петербургскую Ассоциацию коммерческих банков"... <BR>К сожалению, сотрудничества не получилось.Совет АКБ вначале одобрил предложение и даже создал рабочую группу из представителей банков по усовершенствованию предложенной нами методики. Однако позднее АКБ решила создать собственный продукт - "Экономические показатели банков - членов АКБ", опубликованный в "ДП" №109/97.<BR>Мы полагаем, что попытки АКБ рейтинговать банки, от которых она зависит и на деньги которых существует, - неправильный путь. Однако рассчитываем на дальнейшее сотрудничество, основанное на понимании представителями АКБ нашей позиции.<BR>Начиная со следующего года "ДП" планирует публиковать банковский рейтинг ежеквартально. Мы постараемся учесть ошибки, допущенные при подготовке данной публикации как по части методики, так и по части получения информации. Мы искренне верим в то, что политика открытости уже сегодня влияет на финансовые успехи компаний, а завтра будет влиять еще больше. <BR>Добровольное участие в рейтинге - это своего рода тест на открытость, знак того, что сегодня банку нечего скрывать. В любом случае цифры есть цифры. Если банк опасается показать результаты своей работы, он теряет возможность напомнить нынешним и будущим клиентам, что дела в порядке, банк существует, работает, развивается.