Лучшие ИТ-менеджеры не похожи на инопланетян

В октябре на фестивале Micrisoft были объявлены результаты конкурса "Наиболее профессиональный менеджер информационных технологий 1997 года", который проводили московская исследовательская фирма "Дейтор" и Российский компьютерный союз. В пятерке лучших ИТ

<BR><BR>В октябре на фестивале Micrisoft были объявлены результаты конкурса "Наиболее профессиональный менеджер информационных технологий 1997 года", который проводили московская исследовательская фирма "Дейтор" и Российский компьютерный союз. В пятерке лучших ИТ-менеджеров оказались четверо петербуржцев. Организатор фестиваля - петербургская фирма "Астро Софт" подготовила встречу с "великолепной петербургской четверкой" в редакции "Делового Петербурга".<BR><BR>Начиная разговор, заместитель директора по маркетингу фирмы "Астро Софт" Виктор Сущев сказал: "Мы считаем, что ценность предприятия в будущем будет определять не столько стоимость его активов, сколько степень управляемости. Управляемость достигается в том числе применением информационных технологий (ИТ). <BR>Во всем мире ИТ являются важным объектом инвестиций, но в России далеко не все бизнесмены понимают ценность этих вложений. На многих российских предприятиях главный менеджер с трудом находит общий язык с ИТ-менеджером и компьютеры продолжают оставаться мебелью".<BR><BR><B>Лев Бондаренко, Кондитерская фабрика им. Крупской</B><BR>"Самое главное и самое сложное в любой фирме - процесс управления. <BR>Если мы будем неправильно управлять людьми, они не заработают денег, они их только потеряют. Для современного управления нужны современные инструменты. На сегодня это - информационная система (ИС) на базе компьютера. <BR>Чем оперативнее мы работаем с информационными ресурсами, тем быстрее анализируем то, что происходит с нами и вокруг нас, принимаем правильные решения, совершенствуем продукт, его производство и сбыт. <BR>Но доказывать эту аксиому все равно приходится. <BR>ИТ-менеджер, возможно, замечательно владеет вопросами учета и использования информации, но не всегда твердо знает, что даст новая технология конкретному бизнесу. Деловые люди всегда спрашивают: "Зачем? На эти деньги мы можем открыть пару новых цехов". Этот вопрос вполне естественен". <BR><BR>Владимир Кравченко, Lucent Technologies:<BR> "ИТ-менеджер - часто "технарь": простой исполнитель или "свободный художник". Поэтому чрезвычайно важены системный подход и постановка задачи. Компании имеет смысл обратиться к системным интеграторам или организационным консультантам, которые могут объяснить, какого рода ИТ необходима фирме. В организации с развитой культурой и корпоративной политикой в области ИТ, какой является, например, Lucent Technologies, люди прекрасно понимают, что дает ИТ бизнес-процессам. Они просто обращаются к ИТ-менеджеру, и он, вникнув в проблему, организует информационные потоки". <BR><BR>Андрей Ложечников, Комитет финансов администрации Петербурга: <BR>"Эффект от внедрения ИТ оценить довольно трудно. Я не встречал людей, которые признавались, что оперативное и эффективное использование информации принесло ощутимую прибыль. Выгода при внедрении ИТ - это сокращение потерь. <BR>В Петербурге уже действует автоматизированная система контроля исполнения бюджета, предпринимаются шаги для создания электронной казначейской системы. Если мы сумеем с помощью ИТ сократить длину и время "пробега" денег, то сэкономим большие бюджетные средства. К сожалению, в городе нет единой ИС, объединяющей чиновничьи структуры, поэтому они варятся в собственном соку. Это - беда". <BR><BR>Евгений Сомов, "ПетерСтар":<BR>"Нельзя сказать, что инвестиции в ИТ однозначно эффективнее инвестиций в основной техпроцесс. Или наоборот. Любая компания в своем развитии проходит различные этапы. На начальном этапе инвестиции делаются в основную технологию. Этот процесс продолжается практически до момента самоокупаемости. С этого момента акцент внимания руководителей, очевидно, должен смещаться в область поддержки бизнеса. Когда компания начинает приносить прибыль, эффективность вложений в ИТ начинает сравниваться, а потом превышать эффективность вложения в основную технологию. Но у меня есть предположение, что это - маятниковый процесс. Через какое-то время снова необходимо большую часть инвестиций направлять на развитие основного техпроцесса, с тем чтобы через некоторое время снова совершенствовать ИТ, обеспечивать поддержку нового качества бизнеса на новом программном и аппаратном уровнях". <BR><BR>Лев Бондаренко: "ИТ-менеджер - это такой информационный ростовщик. Он добавляет информацию к информации. Вы даете информацию о том, как различные клиенты оплачивают продукцию. Мы дополняем эти сведения другими и находим, например, новые рынки сбыта. Такая система может работать в автоматическом режиме. Уйдут одни исполнители, придут другие, а система будет работать. ИТ-менеджерам остается только поддерживать ее. <BR>Информационные ресурсы - это не просто дополнительные знания, не только инструмент зарабатывания денег. Это - инструмент развития собственной карьеры. Если человек, который работает простым оператором, имеет возможность пользоваться значительными информационными ресурсами, владеет большим количеством информации, через некоторое время он становится аналитиком, а это - престижная работа, дополнительные деньги. Отрадно видеть, как на фабрике им. Крупской из просто милых дам работницы превращаются в честолюбивых, умных и решительных сотрудников. Мы даем людям информацию, которая очень дорого стоит. Но я видел много предприятий, где попытка немедленно внедрить ИТ быстро сходила на нет".<BR><BR>Андрей Ложечников: "Система должна строится изнутри предприятия. Технический специалист не может и не должен приносить готовое решение, а затем трансформировать его для конкретных задач и людей. Я уверен, что такая система не будет жизнеспособной. Ее никто не купит и не внедрит". <BR><BR>Владимир Кравченко: "Задача отдела информационных технологий состоит именно в том, чтобы создать некую структуру, на которой ИС будет вырастать сама". <BR><BR>Лев Бондаренко: "При этом она не должна точно повторять контуры того тела, из которого выросла. Она должна быть рассчитана на развитие и перспективу".<BR><BR>Евгений Сомов: "ИС - это система обработки и представления информации. Без представления информации не возможно принятие правильных управленческих решений. Если нечего обрабатывать или некому обработанное представить, никакие ИТ не нужны. Внедрение ИТ предполагает изменение стиля управления бизнесом. Современная ИС не просто облегчает работу. Она создает новое ее качество. Поэтому широко обсуждается тема реинжиниринга бизнеса, оптимизации бизнес-процедур при внедрении ИТ. Я не знаю, как можно оценивать эффективность внедрения ИТ в деньгах. С абсолютной точностью этого сделать нельзя, да и вряд ли нужно. Оптимизация - это и есть эффективность. Чем система построения бизнеса более оптимальна, тем лучше он работает. ИТ делают бизнес более управляемым, а значит, более эффективным".