Конкуренция в небе идет по земным правилам

Христиан Альтманн (Lufthansa Cargo) отмечает: "В области грузоперевозок по Петербургу сложилось неравное соотношение между импортом и экспортом грузов, примерно 3:1".

<BR><BR>Христиан Альтманн (Lufthansa Cargo) отмечает: "В области грузоперевозок по Петербургу сложилось неравное соотношение между импортом и экспортом грузов, примерно 3:1".<BR>Если взглянуть на статистику по всем авиакомпаниям, разница окажется еще больше: за первые три квартала 1997 года они доставили в Петербург порядка 2500 тонн грузов, вывезли - немногим больше 500 тонн. На импортном направлении лидирует "Аэрофлот", а в экспорте его опережают Lufthansa, Finnair, KLM, British Airways. <BR>Конкуренция между перевозчиками имеет цивилизованный характер. По словам Натальи Федоровой, директора фирмы Cargo Service Center, в отличие от Москвы, где доминируют KLM и Lufthansa, петербургский рынок более свободен, клиенты достаточно часто меняют перевозчиков и агентов. <BR>По мнению Алексея Егорова, заместителя директора системы "Внештранс", смена агентов и экспедиторов - не более чем вопрос планирования; крупная компания делает это не чаще чем раз в год. <BR>Юрий Штурмин, начальник службы организации почтово-грузовых перевозок АП "Пулково", рассказал "ДП" о маркетинговых ходах своей компании: о приобретении нового оборудования (весов, холодильных камер), о сотрудничестве с Пулковской таможней, о расширении агентской сети, об участии в выставках. Эти меры вкупе со строительством нового грузового терминала должны увеличить грузопоток на 50%. Даже если эти прогнозы не сбудутся, авиапредприятие не останется в убытке, поскольку ряд операций, например разгрузка самолета, проводят в соответствии с регламентом исключительно сотрудники "Пулково". <BR>Юрий Штурмин декларирует принципы работы подчиненной ему службы: "Ко мне приходит человек, и я не должен говорить ему "нет". Клиент нас кормит".<BR><BR><B>Агентский бизнес</B><BR>"Клиенты редко приходят прямо к нам, - пояснил Кирилл Лебедев, менеджер British Airways World Cargo. - Чаще контакты осуществляются через агентов".<BR>В Петербурге действуют десятка полтора компаний-агентов. В их функции входят оформ-ление документов, доставка, упаковка, таможенная зачистка груза, складские услуги. Большинство агентов продают услуги перевозчиков, получая за это определенный процент. <BR><BR>Самолетом? Грузовиком!<BR>"Близость финляндской границы позволяет использовать более дешевый автомобильный транспорт, а морем - еще дешевле", - поясняет Наталья Федорова. <BR>С другой стороны, близость границы позволяет иностранным авиакомпаниям, ни одна из которых не гоняет в Петербург грузовые самолеты, оперативно доставлять грузы из Хельсинки автотранспортом. <BR>"Таким путем удобно доставлять негабаритные или объемные партии грузов, - говорит Наталья Федорова. - Однако бывает трудно убедить клиента, что на этом не теряется время". <BR><BR><B>Ценовая ситуация</B><BR>С точки зрения цены, для клиента выгоднее всего отправлять тяжелый груз, и как можно дальше. "Чем больше вес груза, тем ниже ставка, - поясняет Кирилл Лебедев. - То же - при увеличении расстояния. Кроме того, если компания собирает фрейтор (грузовой самолет) на определенное направление, она конечно же снижает цену". По его мнению, ставки разных компаний разнятся незначительно, и их роль при выборе компании-перевозчика не очень велика. <BR>"С 1990 года цены значительно снизились, а в последние 3 года стабилизировались", - комментирует Наталья Федорова. <BR>Возможности неоправданно взвинчивать цены у авиаперевозчиков нет: максимальные тарифы устанавливаются Международной ассоциацией авиаперевозчиков. <BR>С другой стороны, компании для привлечения клиентов могут (при благоприятных условиях) снижать цены вплоть до откровенно демпинговых. <BR><BR><B>...и маленькую собачонку</B><BR>Предпочтительнее всего перевозить самолетами компактные и дорогостоящие грузы, на цену которых стоимость перевозки влияет незначительно. Типичные авиагрузы: цветы, вакцины, запчасти для автомобилей и других механизмов, домашние животные, личные вещи. <BR>Чтобы обслуживать опасные грузы, необходимо иметь сертифицированный персонал. (У большинства западных авиакомпаний в Петербурге он есть.)<BR>Некоторые перевозчики не любят возиться с перевозкой животных, а, скажем, BA и Lufthansa берут их на борт охотно. (Чаще всего путешествуют собаки и кошки, реже - цирки и зверинцы.)<BR>Особое, хоть и не очень большое, место в отправках принадлежит экспресс-почте международных курьерских служб. В целом рынок международных авиаперевозок в Петербурге развит пока довольно слабо. Перевозчики связывают особые надежды со строительством нового грузового терминала и надеются на увеличение экспорта. <BR>Грузопоток на внутренних линиях более оживленный: здесь действуют ряд местных компаний, специализирующихся на обслуживании чартерных рейсов. АП "Пулково" обслуживает около 50% отправок внутри страны.