Рейтинг нужен банкирам как воздух

Нелегкий труд по созданию методики рейтингования банков добровольно взяла на себя профессор Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, заведующая кафедрой банковского дела Галина Белоглазова.

<BR>Нелегкий труд по созданию методики рейтингования банков добровольно взяла на себя профессор Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, заведующая кафедрой банковского дела Галина Белоглазова. <BR>По ее словам, участвовать в этом проекте ей было важно не только с точки зрения научного интереса. "Рейтинг петербургских банков необходим, и именно сегодня, - сказала она корреспонденту "ДП". - Все пиковые ситуации на банковском рынке, мне кажется, прошли. В условиях стабильности, на фоне низкой инфляции и упавшей доходности госбумаг некоторые банкиры, по моим наблюдениям, утратили ориентиры. <BR>Галина Белоглазова комментирует для читателей "ДП" некоторые ключевые моменты идеологии рейтинга.<BR><BR><B>Кому рейтинг нужен</B><BR>"Рейтинг нужен в качестве ориентира тем, кто пользуется услугами банков. Потому что в конечном счете качество услуг определяется не столько сервисом, сколько финансовой устойчивостью банка. Он необходим и самим петербургским банкам, которым требуется постоянно напоминать клиентам, вкладчикам и коллегам-финансистам, что они есть, работают, развиваются.<BR>Независимый рейтинг нужен и для Центрального Банка, осуществляющего общий надзор за банками. В последнее время много говорится о системе страхования депозитов. Вероятно, рейтинг был бы полезен и здесь, ведь взносы банков в фонд страхования депозитов должны зависеть от их финансового состояния".<BR><BR><B>Просто рейтинг</B><BR>"Вместе с журналистами отдела "Финансы" "ДП" мы сознательно пошли на то, чтобы не называть его "рейтингом надежности". Во-первых, термин "надежность" сомнителен сам по себе, неоднозначен. Во-вторых, ни один рейтинг не выявляет надежности. Для финансовой устойчивости банка огромную роль играют качество управления, квалификация персонала и другие факторы. <BR>Особенность нашего "просто рейтинга" - минимальное количество простых и объективных показателей. То, что, наряду с абсолютными (активы), используются относительные показатели (прибыль к активам и другие), делает, на мой взгляд, излишними возможные опасения участников рейтинга в необъективности, страхует небольшие банки от роли вечных аутсайдеров. Очень важна нацеленность рейтинга на местный рынок. Клиенты и вкладчики средних и мелких банков, не попадающих в общероссийские рейтинги, до сегодняшнего времени страдают от дефицита доступной информации по банкам.<BR>По новому плану счетов, который вводится в банках с 1 января 1998 года, порядок расчета показателей по нашей методике еще более упростится".<BR><BR><B>Без идеала</B><BR>"Мы отказались придавать показателям рейтинга весовые коэффициенты, как это сделано, например, в известной методике В. Кромонова ("Известия", журнал "Деньги" и пр.). Вокруг конкретных значений этих коэффициентов, основанных на экспертных оценках, всегда кипят страсти, именно в них - источник недоверия профессионалов к рейтингам. Наверное, наша методика не дает очень тонкой оценки. Но она позволяет сравнивать банки не с неким банком-эталоном (как у В. Кромонова), а друг с другом и предыдущими результатами. Думаю, в наших условиях, когда многое в жизни банков определяется не только ресурсами, но и конъюнктурой, банк-эталон очень трудно себе представить".<BR>