00:0015 августа 199700:00
17просмотров
00:0015 августа 1997
Российский кабинет министров 7 августа принял "Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в РФ". Этот документ являет собой результат компромисса между "чисто государственным" и "рыночным" подходами к организации национального здравоохранения.
<BR>Российский кабинет министров 7 августа принял "Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в РФ". Этот документ являет собой результат компромисса между "чисто государственным" и "рыночным" подходами к организации национального здравоохранения. <BR><BR>ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ развития отечественного здравоохранения легализует многие достижения экономической реформы отрасли, которая до сих пор проходила в стране явочным порядком. Правительственный документ не предполагает свертывания системы обязательного медицинского страхования (ОМС), утверждает приоритет развития общеврачебной практики, признает равноправными партнерами в заботе о здоровье людей общественные, благотворительные и религиозные организации. При этом концепция предполагает усиление государственного управления здравоохранением в России. <BR><BR>КОНЦЕПЦИЯ ЕСТЬ КОНЦЕПЦИЯ, и она запоздала. К тому же она не исключает главного противоречия отечественной системы здравоохранения. Оно заключается в том, что политические мотивы российских чиновников доминируют над практическими и экономическими резонами. Подобная политика даже в относительно благополучном Петербурге привела к тому, что с 1991 года смертность населения стабильно превышает рождаемость, а продолжительность жизни устойчиво сокращается. Государственная концепция показывает, что от социалистической стыдливости российское Правительство не избавилось. Статья 41 Конституции России гарантирует бесплатную медицинскую помощь всем гражданам. Но вместо того, чтобы, не нарушая Основного Закона, жестко ограничить объем бесплатной медицинской помощи, Правительство думает привлечь "средства граждан к выполнению государственных гарантий медицинской помощи". <BR><BR>ТЕМ ВРЕМЕНЕМ реформа государственной медицины идет сама собой, принимая в большинстве случаев уродливые формы. Государственный и муниципальный сектор медобслуживания неуклонно сужается.<BR>Его место занимает отнюдь не частная медицина, а уродливый симбиоз бесплатно-платных услуг, ведущий к коррупции, злоупотреблениям и "неуставным" экономическим взаимоотношениям в медучреждениях. Снижаются стандарты медпомощи, дисквалифицируются медицинские кадры.<BR><BR>ПЕТЕРБУРГСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ болеет всеми российскими болезнями. Недофинансирование отрасли обернулось огромными долгами медучреждений поставщикам. Подавляющее число клиник, в принципе, могут быть отключены от снабжения всем необходимым и привлечены к суду за неуплату.<BR>Удручающим выглядит также состояние экономической подготовки руководителей петербургских медучреждений. Многие из них неуверенно отвечают на простые вопросы о загруженности дорогостоящего оборудования, стоимости койко-дня и среднем времени пребывания больного в клинике. Из-за нищенской зарплаты лучшие кадры покидают медицину, а половина выпускников медицинских образовательных учреждений Петербурга "не доходит" до учреждений городского здравоохранения. <BR><BR>ГОРОДСКИЕ ВЛАСТИ могут многое сделать, проводя умную финансовую и организационную политику в области городского здравоохранения. Они могут, например, манипулировать собственными и чужими долгами в этой сфере. Взаимозачеты между петербургскими медучреждениями и предприятиями-монополистами возможны и в системе ОМС. Резервы, в том числе интеллектуальные, огромны: правительство Петербурга могло бы, например, постепенно погашать крупный долг 122-й медсанчасти, требуя от нее распространения бесценного опыта в области медицинского менеджмента, маркетинга и рекламы медуслуг. В конце концов, недостаточно развитое экономическое мышление руководителей России может быть компенсировано ростом экономического сознания самих петербургских медиков.<BR><B>РЕДАКЦИЯ</B>