00:0013 августа 199700:00
28просмотров
00:0013 августа 1997
Сегодня в выступлениях представителей Госналогслужбы РФ и других государственных органов довольно часто можно услышать, что для увеличения сбора налогов к уплате налогов нужно привлекать учредителей предприятий-недоимщиков, собственников их имущества и т.
<BR>Сегодня в выступлениях представителей Госналогслужбы РФ и других государственных органов довольно часто можно услышать, что для увеличения сбора налогов к уплате налогов нужно привлекать учредителей предприятий-недоимщиков, собственников их имущества и т.д.<BR> В действующем законодательстве этого не предусмотрено. Отчасти эти идеи воплощены в проекте Налогового кодекса.<BR><BR><B>"История" только пишется</B><BR>Впервые возможность погашения недоимок по налогам путем обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, была предусмотрена п. 29 Указа Президента РФ от 22.12.93 №2270. <BR>Проект кодекса сохраняет возможность взыскания недоимок с должников налогоплательщиков и предусматривает специальную процедуру выставления им требования об уплате налога. <BR>Кроме того, проект допускает взыскание "чужих" налоговых долгов как с юридических лиц, так и с граждан. Хотя бы поэтому применение данной меры должно быть продумано с особой тщательностью.<BR>По действующему в настоящее время порядку, налоговые органы списывают средства со счета должника в бесспорном порядке. Предполагается, что для этого налогоплательщик должен представить налоговому органу соответствующее заявление и акт выверки просроченной дебиторской задолженности. При отказе подать такое заявление налоговый орган проводит выверку задолженности самостоятельно. Однако сегодня подобные действия могут быть оспорены по причине превышения полномочий налоговым органом. Право списывать в бесспорном порядке средства со счетов не налогоплательщиков, а их должников предусмотрено только подзаконным актом - межведомственным письмом. Ни в одном налоговом законе оно не закреплено.<BR><BR><B>Решение проблемно</B><BR>Проект НК допускает взыскание недоимки с должников налогоплательщика только по заявлению самого налогоплательщика. Механизм взыскания состоит в следующем. Налоговый орган предъявляет требование об уплате налога налогоплательщику. Налогоплательщик вправе подать заявление о привлечении к исполнению этого требования своих должников с указанием документально подтвержденной суммы просроченной задолженности. Рассмотрев заявление, налоговый орган вправе выставить требование об уплате налога должнику налогоплательщика. Соответственно, должник вправе либо исполнить это требование, либо обжаловать его. В случае, если ни того ни другого не происходит, налоговый орган взыскивает недоимку в принудительном порядке - путем бесспорного списания средств со счета, изъятия наличных денежных средств или ареста и реализации имущества должника. Фактически единственное преимущество проекта - то, что должнику (как и самому налогоплательщику) гарантировано право обжаловать требование налогового органа до применения мер принудительного исполнения, а не после.<BR>Сторонами в данном споре будут должник налогоплательщика и налоговый орган. Но "чужая" недоимка не может рассматриваться как собственное налоговое обязательство должника, соответственно, никаких правоотношений между ним и налоговым органом нет. Обязательство должника носит гражданско-правовой характер, и требование о погашении долга может быть заявлено его кредитором (налогоплательщиком), а не налоговым органом. Кроме того, должник вправе оспорить как сам факт наличия долга, так и размер долга, но происходит это при рассмотрении дела между должником и кредитором.<BR>Фактически в рамках одного процесса смешиваются гражданско-правовые и налоговые отношения, что приводит к тупиковой ситуации. Налоговый орган не вправе решать вопросы, связанные с наличием и размером долга, а должник не вправе решать вопросы, связанные с наличием недоимки у налогоплательщика-кредитора и размером этой недоимки.<BR>Законность изъятия по решению налогового органа имущества и денежных средств должника, в случае если требование об уплате "чужого" налога не будет обжаловано, также вызывает большие сомнения. Здесь можно говорить о противоречии этой нормы ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда. Вопрос о соответствии Конституции бесспорного порядка взыскания налоговых платежей рассматривался в декабре 1996 года в Конституционном cуде РФ (Постановление от 17.12.96 №20-П). В постановлении подчеркивается, что взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества: оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности уплачивать налоги. По мнению Конституционного суда, взыскание в бесспорном порядке налоговых платежей правомерно в той степени, в какой такие действия остаются в рамках именно налоговых имущественных отношений.<BR><BR>То обстоятельство, что у должника есть долг перед налогоплательщиком, а налогоплательщик не исполнил свои обязательства перед государством, не означает, что у должника появляется обязанность уплатить налог. По сути, силами налоговых органов и в бесспорном порядке взыскивается задолженность по гражданско-правовому договору, а не налог.<BR>Очевидно, что включение в законопроект явно "проблемного" механизма взыскания налогов и штрафов вряд ли оправданно, тем более что вмешательство налоговых органов в гражданско-правовые отношения налогоплательщика и его контрагентов может привести к нарушению конституционных прав граждан. В принципе, возможность уплаты налогов от имени налогоплательщика его должниками не исключается. Но в основе этой процедуры должно лежать поручение налогоплательщика самому должнику, а его исполнение должно обеспечиваться применением мер гражданско-правовой ответственности.<BR>И. Аксенова, эксперт юридического отдела компании "Гарант-Сервис"