Психолог улучшает качество турбин

Петербургская фирма "Служба социальных программ "Вера", которую возглавляет профессиональный психолог, разрабатывает для Ленинградского металлического завода (ЛМЗ) программу управления качеством.

Петербургская фирма "Служба социальных программ "Вера", которую возглавляет профессиональный психолог, разрабатывает для Ленинградского металлического завода (ЛМЗ) программу управления качеством. Задача по разработке программы управления качеством для крупнейшего предприятия турбостроения кажется несопоставимой с масштабом фирмы-разработчика - не больше десятка постоянных сотрудников. Однако именно она выиграла тендер, проведенный ЛМЗ. Сорокалетний руководитель "Службы социальных программ "Вера" Олег Мохряков не заканчивал зарубежного университета, не работал в крупных консалтинговых фирмах. Руководство ЛМЗ впервые познакомилось с результатами его деятельности как специалиста по работе с персоналом и совершенствованию управления год назад. Тогда фирма выполнила миниатюрный заказ завода по оценке управленческого потенциала десяти руководителей среднего звена, принесший ей 500.000 рублей.
Психолог в новом качестве
Задача, поставленная фирме, - добиться увеличения качества минимальными затратами. По словам Олега Мохрякова, предстоит исследовать работу одного из цехов ЛМЗ, где работают несколько сотен человек. Аналитический период займет несколько месяцев, и весной руководству завода будет представлен отчет. Там будет указано, что в цехе - хорошо, что требует улучшения и как этих улучшений можно добиться. По словам Олега Мохрякова, повышения качества можно добиваться меняя технологию, но это дорого и требует времени. Изменения же в организации управления и работа с персоналом приносят результат быстрее и с меньшими затратами. Он убежден, что напрасно многие предприятия забыли о таких вещах, как соревнование и личная ответственность работников, и отказались от поощрения рационализаторов. "Сводить борьбу за качество к повышению зарплаты нельзя, - считает директор "Веры". - Человек ориентируется не на абсолютные величины, а сравнивает свой заработок с заработком соседа, начальника и знакомого с другого завода". Именно предложение фирмы найти способы заинтересовать работников в качественном труде, не ограничиваясь материальными стимулами, и заинтересовало руководство ЛМЗ.
Образ жизни
"Многие, когда слышат, что я психолог, думают: "Пришел лечить". Они ошибаются", - говорит руководитель "Веры". Хотя, занимаясь бизнесом, он так и не бросил прежней деятельности психотерапевта. Олег Мохряков постоянно выделяет время на частные приемы: "Например, от необоснованных страхов страдают все - и дети, и успешные предприниматели. Работы хватает, - говорит он - но эти приемы ему необходимы ничуть не меньше, чем посетителям. - Частные приемы позволяют мне развиваться как творческой личности, как специалисту, а главное - приносят чувство удовлетворения, когда удается кому-то оказать реальную помощь". В отличие от западных консультантов, Олега Мохрякова не часто встретишь в костюме и в галстуке. В нем нет напыщенности и лоска, которыми так часто прикрываются те, кто дает банальные советы. "Конечно, когда с руководством потенциального клиента по телефону оговорена тема предстоящего разговора, я еду на встречу в костюме и бабочке, - говорит Олег Мохряков (деловой этикет ему не чужд). - Но когда мы работаем на предприятии и с руководством сложились хорошие отношения, предпочитаю ходить в повседневной одежде".
Чего не избежать
Создав в 1992 году "Службу социальных программ "Вера" и начиная бизнес, Олег Мохряков рассчитывал только на свои силы. С тех пор ничего не изменилось. "Никакой поддержки со стороны я не ощущаю", - говорит он, как и большинство других петербургских предпринимателей, с самого начала привыкнув преодолевать сотни препятствий. Трудности возникают в управлении фирмой, при общении с коллегами и работниками, при поиске клиентов и общении с заказчиками. Такими же обычными он считает трудности, возникающие при общении с представителями власти и государственных ведомств, при регистрации и получении любых документов и разрешений. Олег Мохряков считает: для того, чтобы успешно вести бизнес, важно не зацикливаться на обидах и всегда ставить интересы дела на первое место. Поэтому он не любит говорить о трудностях предпринимательства, хотя и признается, что порой применяет специальные приемы, с которыми хорошо знаком как психолог, по отношению к самому себе. И хотя он говорит, что в любых действиях нужна разумность, немалую роль отводит и удаче.