Онежский фальстарт: транспортная реформа в Петрозаводске оказалась под угрозой

Автор фото: ТАСС

Реформа общественного транспорта в Петрозаводске рискует закончиться, толком не начавшись. Власти пеняют на нехватку денег и недостаток полномочий.

Для столицы Карелии вопрос общественного транспорта — один из самых болезненных. По городу ездят троллейбусы и автобусы. Проблемы есть и с теми и с другими. Работой общественного транспорта в Петрозаводске довольны лишь 3,9% горожан, согласно опросу по поводу качества работы властей в республике.
Парк ПМУП "Городской транспорт", в который входят только троллейбусы, ещё недавно был изношен на 90%. Не раз город закупал подержанную технику в попытках решить острый вопрос. И всё равно машин остро не хватало. Даже с учётом того, что из семи маршрутов, которые существуют сейчас, один возит только школьников, а ещё два работают только в час пик по будням.

В чём проблемы петрозаводских троллейбусов

Чтобы выправить ситуацию, столица Карелии в прошлом году взяла у Петербурга 15 подержанных троллейбусов. Для города это было подспорьем. В том, чтобы "донашивать" за культурной столицей транспорт, нет ничего зазорного.
Но в феврале этого года закупленный транспорт не вышел на линию. Было очевидно, что машинам потребуется ремонт. Но чтобы так быстро — к этому власти не были готовы. Позже город закупил совсем новые троллейбусы. Они были приобретены в лизинг по линии нацпроекта "Безопасные качественные дороги". На линии в апреле 2024 года вывели 10 троллейбусов, а до сентября в город приедет ещё 17, сообщил ПМУП "Городской транспорт".
Но купить новую технику мало. Надо ещё найти водителей. Предприятие активно приглашало горожан крутить руль за 50 тыс. в месяц. Но не сказать, чтобы от претендентов не было отбоя.

В столице Карелии основной транспорт — маршрутки

С маршрутками всё ещё хуже. Если троллейбусы держат расписание, то большая часть автобусов работает по собственному графику. "В восемь вечера уже ни на чём никуда не уедешь, — жалуется петрозаводчанка Ирина. — Можно хоть час простоять на остановке. А перевозчики ещё и цены поднимают!"
Помимо роста цен причин недовольства маршрутками у петрозаводчан масса: у автобуса может отвалиться колесо на ходу. Он может угодить в серьёзное ДТП с пострадавшими. Недавно шуму наделала маршрутка, из которой вывалился газовый баллон. Салоны курсирующих по городу пазиков — в ужасающем состоянии. Про сервис говорить даже не принято, водители зачастую не желают принимать оплату по карте. Ругают пассажиров, которым не нравится стоять на остановке по 10 минут, дожидаясь, пока водитель сочтёт, что выручки достаточно и можно ехать дальше.

Как проходила транспортная реформа

В таком духе ситуация развивается не год и не два. Надежды горожане связывали с транспортной реформой, которую город начал при поддержке властей республики. В прошлом году три автобусных маршрута перевели на регулируемый тариф. Впрочем, маршруты выбрали не самые популярные. Но и их буквально пришлось вырывать зубами у местных транспортных компаний.
Петрозаводчане к идее властей сначала отнеслись настороженно. Людям пообещали не разбитые пазики с хамоватыми водителями, а современные новенькие автобусы с шофёрами в форме. Именно так и значилось в документах — водители должны носить форменную одежду.
Первые автобусы гатчинского "Транс–Балта" встретили недоверчиво. Что логично. Городу фирма была незнакома, а историй, когда пришлые подрядчики в самых разных секторах не справлялись с поставленными задачами, в Карелии много. Аукционная документация предполагала большие автобусы, оснащённые видеонаблюдением и системой спутниковой навигации.
По сути это сразу ставило крест на возможности участвовать в конкурсе местным перевозчикам, которые работают только на пазиках. Зато дало возможность иногородней компании зайти в Петрозаводск.
Поначалу у неё возникли сложности: в июне прошлого года компанию даже штрафовали за нарушение условий контракта. Не ладилось с расписанием. Перевозчик обещал исправить всё. И не подвёл.
Всё своё недовольство люди активно выплёскивают в соцсетях, передают "приветы" чиновникам. Так вот — в длинном списке жалоб на перевозчиков истории с автобусами "Транс–Балта" встречаются редко.

Войны за маршруты

Горожане, которые пользуются другими маршрутами, не обслуживаемыми "варягами", вздыхают: будет ли транспортная реформа продолжена? Ездить на больших синих автобусах хотят все. Тем более что у властей есть рычаг влияния на маршрутчиков.
"У администрации наконец появились возможности контроля за исполнением контрактных обязательств со стороны перевозчика. Они не могут необоснованно поднимать стоимость проезда по своему усмотрению и безнаказанно, когда вздумается, уходить с маршрута", — в августе прошлого года говорила Инна Колыхматова, мэр Петрозаводска.
Кроме того, благодаря транспортной реформе на трёх маршрутах удалось полностью решить все вопросы: "Если на прежних перевозчиков, работающих по нерегулируемому тарифу, мэрия никак повлиять не могла, то с “Транс–Балтом” у нас справедливые юридические отношения", — отмечала градоначальник.
Впрочем, местные транспортные компании уходить с рынка без боя не захотели. Горожане в соцсетях могут ворчать сколько угодно, но, постояв на остановке морозным утром, не побрезгуют и ржавым автобусом и заплатят и 50, и 55 рублей: на работу надо. В августе прошлого года перевозчики обратились в суд, чтобы вернуть себе три "транс–балтовских" маршрута. И выиграли. Так были составлены контракты с прежними перевозчиками.
"Судебные прения завершились, и если решение суда вступит в силу, то старые перевозчики получат возможность вернуться на прежние маршруты, — говорила тогда Инна Колыхматова. — Мы с этим, конечно, не согласны. Убеждена, что в интересах горожан, вынужденных порой часами ждать своего автобуса в отдалённых районах Петрозаводска, возврат к существовавшей до июня транспортной схеме невозможен. Администрация, безусловно, будет обжаловать решение суда первой инстанции".
Верховный суд республики в феврале этого года тоже встал на сторону транспортных компаний. По сути реформа схлопнулась, даже не начавшись. А ведь она обошлась городу больше чем в 280 млн. Столько стоил контракт с "Транс–Балтом" в 2023 году.

Вкусно. Но дорого

Есть и ещё один важный нюанс. Контракты с "Транс–Балтом" — коротки. Когда первый, на полгода, закончился, его продлили. Второй договор истекает в июне. В администрации на вопрос о том, что дальше, отвечают: город ищет деньги. Просит у республики. Ждёт.
Горожане тоже ждут. В последнее время отношение к местным компаниям ушло в глубокий минус. Этому предшествовало несколько громких ДТП. Например, полный пассажиров ПАЗ перевернулся. Три человека пострадали. А потом маршрутчики без объявления войны сообщили о повышении цен на 5 рублей. Для горожан это психологическая отметка.
Городскую власть транспортные компании не уведомили. Город возмутился. Возмутился сильно. Правда, через пару дней маршрутчики отозвали свои заявления, но, как говорится, осадочек остался.
Сладить с местными фирмами город не может. "Старые перевозчики работают на основании свидетельств. Контрактов с ними мэрия не заключала. По нынешнему законодательству привлечь их к ответственности мы не можем. Лишить перевозчика свидетельства мэрия может лишь за одно нарушение — если ни один автобус не выйдет на маршрут в течение 3 дней, — объясняет Инна Колыхматова. — Разумеется, этого перевозчики не допускают. Да, мы считаем такой подход несправедливым".
"Единственный вариант расстаться с ними (частными перевозчиками. — Ред.) до 2026 года, то есть раньше окончания срока действия имеющихся у них свидетельств, — установить регулируемый тариф, пока на отдельных маршрутах", — объяснял прежний мэр Владимир Любарский, от которого транспортная реформа перешла Колыхматовой по наследству.
Нынешние и городские, и республиканские власти уже неоднократно сокрушались и каялись, что когда–то их предшественники допустили такое положение дел, при котором транспортные компании диктуют свои условия работы, а не наоборот. Но сделанного не изменить.
Жители Петрозаводска надеются, что транспортная реформа не закончится так скоро и так печально. Пополнить парк муниципального предприятия "Городской транспорт" собственными автобусами не представляется возможным. Полугодовые контракты с "Транс–Балтом" тоже встают в копеечку. Однако больше надеяться не на что.