Почему бизнес не может рассчитывать на молодое поколение

Автор фото: ДП

Владимир Парфенов, декан факультета информационных технологий и программирования СПбГУ ИТМО, считает, что прежде чем говорить о развитии инновационной отрасли, нужно определить, сколько сегодня в стране людей, способных делать инновации.

Мы имеем в Петербурге примерно полтора десятка отечественных компаний — разработчиков ПО мирового уровня. Как правило, эти компании строились, по сути, с нуля за счет собственных интеллектуальных сил и негосударственных источников финансирования и достигли международного уровня на ряде не слишком больших международных рынков инновационного программного обеспечения.
Ненаписаная статья Ненаписаная статья
Их возглавляют пассионарные и амбициозные организаторы, у которых проблемы обычно связаны не с отсутствием финансов (как правило, у компаний уже есть прекрасные помещения и отличное оснащение компьютерной техникой, а крупных и дорогостоящих технических уста­новок они не строят), а с недостатком высококвалифицированных специалистов. Сейчас таких специалистов в городе не хватает и для уже существующих отечественных инновационных компаний.
Недавно я познакомился с результатами интересно­го социологического исследования. Его главный вывод был в том, что стране в ближайшие годы придется делать ставку на людей 1980–х годов рождения, потому что они сравнительно хорошо образованы, амбициозны, целеустремленны и т.д.
Родившиеся в 1990–х годах сильно уступают им по всем этим показателям. Но большая часть поколения 1980–х уже приступила к трудовой деятельности, на очереди — ребята 1990–х. И, следовательно, скоро всем нам придется решать острейшую кадровую проблему. Государство пытается предпринимать для этого определенные шаги. В част­ности, по решению Комиссии по модернизации и технологическому развитию России в 2010 году стартует специальный проект по подготовке в ведущих школах и вузах страны высоко­квалифицированных раз­работчиков ПО.
Так вот, в рамках этой программы планируется готовить порядка 3000 студентов с 1 по 6 курс и порядка 3000 школьников 9–11 классов. Плюс к этому запускать порядка 20–30 старт­апов в год на посевной и инкубируемой стадиях, а также проводить несколько десятков студенческих исследовательских проектов. Подчеркну, что к участию в этой программе привлечены самые известные в нашей стране вузы, но указанные цифры удалось обеспечить не без труда.