Программное обеспечение сдают в аренду как квартиры

Автор фото: ДП

Михаил Хургин и Михаил Харламов в бизнесе 4 года. Вместе они успели открыть и продать сеть кислородных баров, основать IT–компанию и разработать систему автоматизации.

Первый бизнес — сеть кислородных баров в торговых центрах, несмотря на кажущуюся легкость, стал для выпускников матмеха СПбГУ настоящей школой жизни.
Программное обеспечение сдают в аренду как квартиры Программное обеспечение сдают в аренду как квартиры
"Страх получить штраф за непробитый чек, работа с наличными деньгами, проблемы с часто меняющимся неквалифицированным персоналом…" — вспоминают теперь уже с улыбкой учредители ООО "ИТигрис". Последней каплей стала новость о повышении арендной платы в несколько раз и последовавшее за ней предложение освободить занимаемые площади.
Спустя 2 года "кризисного менеджмента" предприниматели продали "воздушный" бизнес и сфокусировались на том, что у них получалось лучше всего — на программировании. "Сейчас мы продаем услуги. Наш бизнес выходит за пределы города. И самое главное — его развитие ограничено только нашими возможностями, а не показателями проходимости торгового центра", — говорят приятели, которые теперь работают по более интересной бизнес–модели.
Они сдают за небольшую месячную плату в аренду программное обеспечение для салонов оптики (система автоматизации бизнес–процессов). На ее разработку потратили год. Решились на этот долгосрочный проект, когда поняли, что в России ниша свободна, а в одной только Великобритании на ней зарабатывают три компании. Встретились с представителями Kodak Lens Vision Centre (объединяет десятки небольших сетей в Великобритании), проконсультировались по скайпу с компанией Optical Trading (США, Калифорния).
Для того чтобы понять, чего хотят российские клиенты, Михаил Харламов провел полтора месяца в сети "Ост–Оптик" (восемь салонов оптики на Дальнем Востоке). Писали программу с нуля, за образец взяли систему Optix (порекомендовали английские коллеги). В итоге получили сервис, учитывающий в том числе работу офтальмологов, которые выписывают рецепты, и работу мастеров по изготовлению и установке линз.
На создание системы потратили 3 млн рублей. Два из них заработали сами, один привлекли от первого клиента — компании "Ост–Оптик". Для того чтобы выйти на самоокупаемость, нужно подключить 30 магазинов.
Несмотря на то что у компании уже есть предварительные договоренности с несколькими заказчиками из Петербурга и Великого Новгорода, продавать услугу не так просто. Не все компании понимают, что удаленный доступ к системе и хранение информации на чужих серверах — это безопасно и отвечает требованиям времени.
Владимир Скородумов, директор направления "Ретейл и дистрибуция" компании "КОРУС Консалтинг", считает рынок оптик интересным для небольших IT–компаний. "Крупные и средние интеграторы с мелкими сетями почти не работают, при этом решения, работающие по модели software as a service, — хороший выход для небольших ретейловых сетей, которые не могут позволить себе крупные вложения в IT–систему", — говорит Владимир
Скородумов.
По оценкам "ИТигрис", в Петербурге работает 300–350 салонов оптики, в России таких салонов 4–5 тыс.