Почему манеры звездных ораторов не нужно принимать как руководство к действию

Автор фото: Лидия Соболева

На одном из мероприятий молодой и успешный менеджер захотел поразить собравшихся выступлением. При подготовке речи совет «чтобы хорошо выступать публично, понаблюдайте за ораторами с мировым именем» он принял как руководство к действию и решил вжиться в роль Стива Балмера.

Выступление провалилось, а зрители ещё какое-то время посмеивались: помнишь того, ну который «гуру»?
Брать пример со звёзд – хорошо, если выделять при этом их сильные стороны и развивать в себе похожие. Но это и опасно. Опасно потому, что всегда есть соблазн не анализировать критически чужой опыт, а просто скопировать понравившуюся манеру поведения.
Молодой предприниматель, выступая на статусном мероприятии, хочет казаться серьёзнее и значимее, примеряя на себя роль гуру. Он начинает играть эту роль, изображать из себя того, кем на самом деле не является. Со стороны он выглядит как подросток, надевший костюм старшего брата, чтобы казаться взрослее.
Публика сразу чувствует фальшь, перестаёт доверять, теряет интерес. Кроме того, при подобном «раздвоении личности» знакомый многим страх публичного выступления усиливается, потому что возрастает уровень зависимости от оценки окружающих. А как они меня примут вот такого? Чтобы завоевать внимание аудитории носите свой костюм – быдьте собой и показывайте свои, а не чьи-то сильные стороны. Делая ставку на свой опыт, свои знания и свои успехи, можно со временем завоевать статус гуру.
Почему манеры звездных ораторов не нужно принимать как руководство к действию Почему манеры звездных ораторов не нужно принимать как руководство к действию
Чтобы с успехом выступать публично:
Определите цель вашего выступления. Помните, что цель – не в процессе «хочу рассказать о…», цель – это результат в аудитории: «Хочу, чтобы со мной согласились и пошли на сотрудничество», «хочу, чтобы захотели воспользоваться моими услугами».
Чётко сформулируйте идею выступления – это главная мысль, которую вы хотите вложить в сознание слушателей. Например, «моя компания предлагает инновационное и эффективное решение …».
Выясните перед кем вам предстоит выступать, чтобы говорить на одном языке с аудиторией и учитывать её интересы. От этого зависит и положение оратора, так, например, перед студентами вы можете выступать как старший и более опытный товарищ, перед молодыми предпринимателями, как коллега, а перед представителями крупного бизнеса вы будете презентовать себя как перспективного партнёра.
Цель оправдывает средства. Поэтому придумайте такой план развития своей речи, который наилучшим образом приведёт к достижению цели. Вы можете сравнивать, описывать, перечислять, приводить аргументы. Главное – быть последовательным.
Чтобы не волноваться, не думайте об успехе и о важности чужого мнения. Чаще всего волнение и страх перед публичным выступлением вызывает именно боязнь оценки. Сконцентрируйтесь на цели.
Не играйте и не изображайте из себя того, кем вы не являетесь. Естественность – лучшая основа для взаимодействия с публикой.
Анализируйте свой опыт. Учитывайте его в следующих выступлениях.

Лидия Соболева, исполнительный директор Центра современных речевых технологий IGRO, готова ответить на ваши вопросы, разобрать случаи неудачных выступлений или переговоров.
Вопросы можно оставлять в комментариях.