Зачем западные компании финансируют лаборатории вузов

Автор фото: Андрей Попов

Андрей Попов, кандидат химических наук (МГУ), рассказывает, как он участвует в фундаментальных исследованиях по разработке биотоплива из отходов древесной промышленности.

Андрей Попов несколько лет назад принял приглашение поучаствовать в фундаментальных исследованиях в лаборатории спектрохимии­ и катализа Университета ­города Канн.
Сейчас он является постдоком лаборатории и занимается разработкой биотоплива по заказу французской компании «Тоталь». Лаборатория финансируется Университетом и Национальным центром научных исследований (CNRS), аналогом Российской академии наук.
Зачем западные компании финансируют лаборатории вузов Зачем западные компании финансируют лаборатории вузов
«Моя задача в проекте — исследовать катализаторы для процесса получения биотоплива с использованием метода инфракрасной спектроскопии. Нефтяная компания «Тоталь» заинтересована в биотопливе, которое может стать альтернативой бензину. Если научиться производить его, например, из отходов древесной промышленности, это снизит зависимость Европы, в том числе Франции, от импортируемых энергоресурсов», — говорит кандидат химических наук.
В Европе это распространенное явление — когда крупные компании, даже имеющие свои научные центры, финансируют проекты в небольших лабораториях при университетах.
«Выгода от сотрудничес­тва компании и вуза обоюдная: с одной стороны, компании получают важные для них результаты, внедряют их напрямую в производство. Полученные данные могут подстегнуть в научных центрах компании собственные разработки, которые часто носят более прикладной характер. С другой стороны, лаборатории имеют возможность проводить фундаментальные исследования. На Западе компании готовы финансировать исследования, ­поскольку понимают, что один успешный проект окупит вложения в десять других», — поясняет Андрей Попов.
Важная особенность европейской науки — это система постдоков. После завершения аспирантуры (на Западе — PhD) молодые ученые едут в другой город, даже страну, чтобы на новом месте проводить свои первые самостоятельные исследования.
Такая работа длится обычно от 1 до 3 лет и позволяет человеку определиться со своей дальнейшей судьбой: остаться в науке или перейти работать в промышленность. Те, кто уходит в компании после аспирантуры или поработав немного в науке, становятся связующим звеном между промышленностью и наукой.