Дети, которые не станут героями сериала "Школа"

Автор фото: ДП

Школьники собирают из подручных материалов музыкальных роботов, решают с помощью опытов прикладные задачи и доказывают, что наука может быть популярной.

Балтийский научно–инженерный конкурс собрал в Петербурге
около 200 школьников со всей России. Одаренные дети 14–17 лет приехали в
Петербург на 3 дня, чтобы рассказать представителям бизнеса и высшей школы о
своих открытиях в области точных и естественных наук.
"Балтийский конкурс — это прежде всего ярмарка
проектов, научный праздник для детей, искренне увлеченных исследованиями. Их
отличает глубокое, но не быстрое мышление. Для их развития важны не столько
олимпиады, сколько общение с коллегами", — говорит Илья Чистяков,
председатель оргкомитета Балтийского научно–инженерного конкурса.
Дети, которые не станут героями сериала "Школа" представили на конкурс
более 150 проектов. Самыми простыми для понимания были работы по химии и
биологии. Их результаты можно использовать в повседневной жизни, например для
лечения гриппа или профилактики кариеса.
Сергей Китаев из Уфы измерил уровень аскорбиновой кислоты в
ягодах и фруктах: "Мое исследование показало, что в ягодах красной смородины,
малины и вишни гораздо больше витамина С, чем в лимонах или киви".
Татьяна Исанова из Нижнего Новгорода провела опыт с зубными
пастами. "Я взяла пять куриных яиц, натерла их зубными пастами разных торговых
марок, а потом окунула в раствор уксусной кислоты. Только два яйца остались без
по­вреждений, остальные стали жертвами рекламных заявлений", —
рассказывает она.
Звездами выставки стали Николай Вьюгинов, Денис Никитин
(школа №239, Петербург), Егор Суворов (НОУ "Обучение в диалоге", Петербург). Их
робот–барабанщик, собранный из деталей конструктора Lego (каркас сделали из
водопроводных труб, потому что они оказались прочнее), стал однозначным хитом
просмотров и принес разработчикам дипломы третьей степени.
Признание пришло к школьникам в прошлом году. Тогда они
написали программную часть, которая управляет движениями барабанщика, и заняли
третье место на всемирной олимпиаде по робототехнике, которая проходила в ноябре
в Южной Корее. Теперь они с роботом успешно "гастролируют" по выставкам–форумам
и популяризируют науку.
Представители бизнеса искали в школьных проектах идеи для
бизнеса. Яну Абубакирову, генеральному директору ГК "ТЭТРА Электрик", понравился
проект, предлагающий использовать опавшие листья как альтернативный источник
энергии. "Сама по себе идея не нова. В Дании для получения электрической энергии
сжигают срезанные ветки деревьев вместе с листьями. Но факт того, что такие
были работы в секциях математики, программирования и компьютерных
технологий. Их презентации составляли треть всех проектов, представленных на
конкурсе.
По–настоящему прорывным стало исследование Андрея Горшкова
из Лаборатории непрерывного математического образования (СПб школа №572).
Одиннадцатиклассник, занявший в 2009 году четвертое место во всемирном
финале школьных исследовательских проектов Intel–ISEF, в этом году также поедет
в США. Результаты, которых он достиг в области симметрических алгебр, по мнению
членов жюри, не стыдно иметь и доктору наук.
"Андрей занимается этой областью исследований больше 3 лет и
уже может считаться специалистом", — говорит его научный руководитель
Сергей Иванов, преподаватель СПбГУ. В этом году его подопечный поступает на
матмех СПбГУ, где продолжит заниматься наукой.
Приятно удивил членов жюри одиннадцатиклассник Ярослав
Фадеев (г. Вичуга, Ивановская область).
Приехавший из провинции молодой
человек уже несколько лет занимается в Химическом лицее Ивановского
государственного химико–технологического университета. Там он исследует
вещества, которые могут стать основой для создания новых видов лекарств. Это
перспективное направление в фармакологии.
Другими финалистами конкурса, которые отправятся в мае в
Соединенные Штаты, стали Константин Анисимов и Богдан Нетеребский (Лаборатория
непрерывного математического образования при школе №572).