Как сохранить мозги в Петербурге

Автор фото: "ДП"

Что может заставить подающего надежды аспиранта остаться работать в России? Как сделать наши научные институты интересными для западных исследователей? Прими участие в открытом опросе рубрики Next.

В этом году рубрика Next расширяет сферу интересов. Если три года назад нашей целью было создание сообщества молодых предпринимателей (и мы считаем, что успешно с ней справляемся), то в этом году перед нами стоит новая задача - сформировать сообщество молодых ученых.
Для того, чтобы лучше понимать аудиторию, нужно вникнуть в ее проблемы, найти болевые точки. Мы предположили, что первый выбор, который стоит перед молодым ученым в Петербурге, - остаться в городе или уехать работать за границу.
Антон Назаров, аспирант физического факультета СПбГУ:
Для того, чтобы удержать молодых учёных в стране, нужно сделать наши вузы интересными для иностранных исследователей. А это возможно только в том случае, если условия работы в России будут не хуже, чем в других странах.
Работа за границей - необходимый этап подготовки успешного учёного. Нобелевские лауреаты ЛанКак сохранить мозги в ПетербургеКак сохранить мозги в Петербургедау, Капица работали за границей в начале своей карьеры.
Однако и иностранные учёные должны учиться и работать в нашей стpане, как было, например, с Эйлером или Понтекорво.
К сожалению, сейчас таких возможностей крайне мало. Есть программы кратковременных визитов, но практически нет аспирантуры на английском языке. Многие институты поддерживают молодых исследователей, но организовано это всегда по-разному.
В России нет стандартных для Америки и Европы краткосрочных исследовательских позиций (постдоков), поэтому иностранным молодым исследователям сложно получить работу. Эти проблемы успешно решаются в разных странах, например в Эстонии и Турции, институты которых приглашают на работу молодых учёных из России.
Пока же я наблюдаю за своими друзьями, работающими за границей, и вижу, что они работают гораздо активнее меня. Их круг общения ограничен научной средой, у них есть чёткая программа исследований и регулярная зарплата. У моего положения есть свои преимущества - я сам определяю интенсивность работы в аспирантуре и могу работать в режиме соискателя, никто не запрещает мне участвовать в сторонних коммерческих проектах. Однако вряд ли это хорошо для науки.
Павел Каренгин, студент СПбГПУ Политех, вице-президент по корпоративным связям студенческой организации BEST (представляет Союз студентов технических вузов Европы в СПбГПУ):
В этом году вступило в силу постановление Правительства, призванное в 2 раза увеличить специальные государственные стипендии Правительства России, которые выплачиваются аспирантам. Теперь они составляют 3,6 тыс. рублей. Это ничтожно мало по сравнению со стипендиями европейских аспирантов, которые достигают такой же суммы, но в долларах.
Существует практика, когда факультет выплачивает аспиранту дополнительные денежные средства и тогда стипендия достигает 20 тыс. рублей, но это единичные случаи. А это должна быть инициатива, и даже, обязанность университета помогать молодым ученым, потому что именно университет должен быть заинтересован в том, чтобы они шли в аспирантуру и продолжали работать в России, а не уезжали за границу.
А на практике получается, что в 2010 году бюджет РАН не увеличится и даже уменьшится на 10 % по сравнению с 2009 годом и составит 31,5 млрд. рублей. Кризис заставил уменьшить расходы почти в 2 раза на всё кроме базового финансирования научных учреждений. То есть стипендии аспирантов в 2010 году не увеличатся. Стабильность - главное в период кризиса.
Свое мнение можно оставлять в комментариях к тексту или отправлять по адресу next@dp.ru. Лучшие комментарии будут опубликованы в газете.