Возможно ли защитить идею от копирования

Автор фото: Виктор Пастернак

Среди стартаперов бытует такое мнение: тратить время и деньги для защиты интеллектуальной собственности от конкурентов бессмысленно. Но мало кто из начинающих предпринимателей знает, что даже правильно оформленный бизнес–план может защитить интеллектуальные права его автора и увеличить шансы на реализацию проекта.

Ведь бизнес–план при необходимости можно признать охраняемым авторским правом объектом интеллектуальной собственности, благо перечень таких объектов в законе открытый, чего, к сожалению, не скажешь об идеях. Но основная проблема начинающих предпринимателей состоит как раз в том, что чаще всего они предлагают вниманию инвесторов бизнес–идеи, концепции, методы — информацию, которая в качестве результатов интеллектуальной деятельности не охраняется законом в принципе.
Как защитить свою идею от копирования Как защитить свою идею от копированияБольшинство стартапов не может предложить инвесторам и рынку проекты, которые сами по себе уже могли бы быть продаваемым товаром, и уж тем более были бы защищены от посягательств конкурентов. Поэтому неудивительно, что на фоне подобных "прожектов" выгоднее всего смотрятся предложения, в которых к моменту обращения к инвестору уже воплощены охраняемые задумки.
Речь идет о таких решениях, права на которые могут выступать самостоятельными объектами рыночного оборота. Так, например, патентованию подлежат изобретения, промышленные образцы и полезные модели, регистрация прав на компьютерные программы тоже возможна. Но, к сожалению, по–настоящему наукоемкое производство и уникальные бизнес–решения редко могут быть реализованы силами вчерашних выпускников и нынешних студентов. Чаще всего им не хватает для этого опыта, а модные в последнее время "инновационные проекты" — в большей части случаев попросту способ недобросовестных стартаперов привлечь деньги инвесторов под нереализуемый проект.
Также не стоит забывать о традиционном бизнесе в информационном обществе — торговле авторскими правами на литературные, музыкальные и аудиовизуальные произведения. Практика показывает, что это актив, который может приносить прибыль годами. Таким образом, начинающим предпринимателям нужно понимать, что проект, который не является защищенным с юридической точки зрения, неинтересен профессиональному инвестору. Права на объекты интеллектуальной собственности — это подстраховка для каждого, дополнительное конкурентное преимущество, пренебрегать ими не стоит.
Виктор Пастернак, специалист по коммерческому праву и интеллектуальной собственности