Молодые петербуржцы придумали, как заработать на подкастах

Александр Китченко не просчитался, создав 2 года назад некоммерческий подкаст–портал. Так он занял перспективную нишу в Интернете, и она стала приносить деньги в кризис.

Выпускник юридического факультета Санкт–Петербургского политехнического университета Александр Китченко более 5 лет назад самостоятельно освоил технологию записи подкастов (коротких аудиороликов, выкладываемых в Интернете): "Я купил микрофон за 99 рублей, решил пошутить и сделать аудиозапись со своим другом, который очень хотел поделиться впечатлениями о том, как случайно в кофейне столкнулся с популярной музыкальной зарубежной группой".
Эта 30–минутная запись и подтолкнула Александра Китченко к созданию подкаст–портала "Питерская podСтанция" (см. "ДП" № 242/07, www.dpgazeta.ru). Тогда он не знал, как будет зарабатывать на этом деньги, но на интуитивном уровне понимал, что, заняв нишу одним из первых, позже найдет способ ее монетизировать. Переломный момент в развитии проекта произошел весной этого года, в самый разгар кризиса. Александр зарегистрировал ИП и начал выполнять первые коммерческие заказы.
По его словам, только спустя несколько лет стало наконец понятно, что в России практически невозможно заработать на подкастах традиционными способами, пытаясь продавать подписку или привлекая рекламодателей. Это заставило предпринимателей взглянуть на эту технологию шире.
"Подкасты имеют широкий круг возможностей, это на самом деле гибкий инструмент. Мы придумали, как можно использовать их в бизнес–целях. Как оказалось, регулярно обновляемые на сайте подкасты могут поднять уровень продаж через Интернет, увеличить посещаемость сайта", — говорит Дарья Кравцова, коммерческий директор "Питерской podСтанции".
Первых клиентов партнеры по бизнесу искали так: подготовили коммерческое предложение, разослали его в компании, которые регулярно обновляют свои сайты и заинтересованы в том, чтобы сделать их лучше. Таким образом удалось собрать портфолио, понять, чего хотят представители бизнеса.
Сейчас компании готовы платить за серию подкастов, записанных в их фирменном стиле. Также поступают заказы на запись рекламных роликов, выездных лекций, заявлений политических партий. Бизнес по записи подкастов приносит учредителям около 100 тыс. рублей в месяц. При этом все издержки предприниматели свели к минимуму.
В компании коммерческой деятельностью занимаются всего два человека. Они же управляют бизнесом, ведут бухгалтерию, начитывают подкасты (Александр — счастливый обладатель поставленного голоса с грассирующим "р"), ищут клиентов. Третье важное звено в команде подкастеров — композитор, который пишет фоновые мелодии для подкастов. В случае необходимости приглашают сторонних дикторов, носителей иностранных языков.
Офис молодые предприниматели решили пока не арендовать. Подкасты они записывают в специально оборудованной домашней студии Александра. В планах на будущее — не раздувать штат, осваивать новые ниши, записывать некоммерческие подкасты, в том числе музыкальные сеты известных диджеев.
"Мы — живое доказательство того, что ни одна идея не должна быть похоронена или запущена. Нужно ориентироваться на будущее, потому что оно может оказаться ближе, чем мы думаем", — уверены Александр Китченко и Дарья Кравцова.
В Рунете действуют пять студий, специализирующихся на записи подкастов. Среди них, например, "СаундФронт".
Сегодня подкасты слушает уже почти каждый пятый (19%) житель США — такие сведения содержатся в исследовании, выпущенном Pew Internet & American Life Project (его цитирует eMarketer).
Тем не менее аналитики признают, что подкасты все еще не стали повсеместно распространенным форматом и во многом остаются нишевым медиа.