Литовский феномен: торговая сеть Maxima

Для петербургского малого бизнеса олицетворением мирового зла являются торговые сети, которые "душат их бизнес на корню". Литовская сеть Maxima успешно опровергает этот тезис.

Звучит почти невероятно, но крупнейшая в Прибалтике сеть Maxima, по сути, стала кластером местного малого бизнеса. В подвале универсама здесь располагается обычный рынок, где фермеры продают картошку, овощи, мед, сыры, мясо и знаменитый национальный деликатес — свиные уши во всех видах.
Таким образом, Maxima не только не боится конкуренции в виде базарчиков и ларьков, а зачастую сама окружает себя ими. Совместными же силами они притягивают покупателей.
"Мы не рассматриваем малый торговый бизнес как конкурентов, — рассказывает Гедрюс Йозапавичюс, руководитель информационного центра Мaxima Group, — мы рассматриваем их как дополнительный сервис для наших покупателей".
Литовский феномен: торговая сеть Maxima Литовский феномен: торговая сеть Maxima
Гедрюс утверждает, что за места вокруг супермаркетов с малого бизнеса не берут даже арендную плату и позволяют предпринимателям подключаться к электричеству. Один из фермеров даже установил в универсаме аппарат, напоминающий советские автоматы с газированной водой, только продает через него свежее коровье молоко. "Это молоко стоит чуть дороже упакованного промышленным способом, — замечает Гедрюс, — но пусть у покупателей будет выбор — и они возвратятся сюда опять и опять".
Любовь к местным производителям продуктов питания (молоко, хлеб, овощи, мясо) помогла Маxima не только стать лидером в самой Литве, но и пробиться на рынки и надежно закрепиться в Латвии и Эстонии, а также в Болгарии.
Maxima стремится воспитать из местных фермеров надежных поставщиков и помогает в кооперации. Такая деятельность уже принесла плоды: большинство продаваемых в сети продуктов сделаны и упакованы в стране происхождения.
Литовский феномен: торговая сеть Maxima Литовский феномен: торговая сеть Maxima
"В то же время мы выращиваем логистические цепочки для товарообмена между странами, — говорит Гедрюс, — стараемся быть проводниками национальных брендов. Например, во всех литовских универсамах продают эстонский шоколад Kalev и латвийскую Laima". В какой–то степени Maxima заменяет в Литве министерство торговли.
Для управления очередями год назад Maxima начала открывать кассы самообслуживания, где покупатель может самостоятельно рассчитаться за покупки и умная машина еще и поговорит с ним голосом известных спортсменов. Проект внедрения касс в Литве и Латвии стоил около 600 тыс. евро. Кроме того, Maxima сразу в трех прибалтийских странах начала использовать в магазинах пакеты со специальными добавками, стимулирующими разложение пластика.
Даже письма Деду Морозу жители Литвы пишут тоже не в Финляндию или Норвегию, а в Мaximу и подарки получают здесь же.
Литовский феномен: торговая сеть Maxima Литовский феномен: торговая сеть Maxima
В начале 1990–х годов компания студентов–медиков из Вильнюсского университета, где заправляли Нерюс Нумавичюс (ныне считается самым богатым человеком Литвы) и Миндаугас Марцинкявичюс, занялась торговлей.
Учредителей Maxima по–прежнему величают "вильнюсской десяткой" — по числу партнеров. "И Нерюс, и Миндаугас представляют в бизнесе два семейных клана, — рассказывает литовский журналист–аналитик Владимир Скрипов. — Сошлись на базе элементарной фарцовки, а когда началась приватизация, в 1992 году купили алкогольный магазинчик. Деньги на раскрутку дал отец Нумавичюса, который еще во времена перестройки сделал миллион на разведении нутрий".
Владельцы Маxima скупали то, что плохо лежало. Во–первых, участки земли, сахарную отрасль (три завода из четырех), которую затем продали датчанам, и большинство хлебозаводов, которые потом отошли финнам. А участки земли использовали для строительства супермаркетов.
Так как супермаркет располагается в одинаковых двухэтажных зданиях по всей Прибалтике, с этим обстоятельством порой связаны курьезы в духе "Иронии судьбы".
Почти как анекдот звучит история о том, как девушка, которая говорила только по–литовски, добиралась на попутке до Каунаса и попросила водителя высадить ее "у Maximа". Водитель был русскоязычным. Девушка в машине заснула и проснулась, только когда водитель сказал: "Приехали". Она вышла из машины, зашла в знакомое здание купить продуктов и оторопела от того, что все здесь говорят на незнакомом языке.
Скоро в супермаркет вызвали полицию. С помощью переводчика ей наконец удалось выяснить, что эта Maxima находится в Эстонии.
Справка: 217l универсамов Maxima в Литве, 127 — в Латвии, 52 — в Эстонии и 30 — в Болгарии.
16 тыс. человек работают в литовской сети, и 600 тыс. ежедневно делают здесь покупки.
Сеть Maxima принадлежит компании Vilniaus Prekyba. Кроме розничной торговли предприятию в Литве принадлежат группа риелторских компаний, оператор мобильной связи UAB Eurocom и др.