Мастера нарасхват: петербургский рынок услуг растёт с развитием онлайн-сервисов

Автор фото: Vostock-photo

По итогам I квартала 2024 года рынок услуг в Петербурге вырос. Предложение увеличилось на 124% год к году и на 108% — за 3 месяца, рассказали аналитики "Авито Услуг".

По сравнению с IV кварталом 2023 года спрос на услуги мастеров в Петербурге прибавил 71%. Чаще всего, по данным платформы, петербуржцы обращались к специалистам по маникюру и педикюру. В числе самых популярных услуг оказалось деловое консультирование. На третьем месте — услуги парикмахеров. В топ–5 также вошли услуги мастеров по бровям и ресницам. По данным сервиса для поиска специалистов "Профи", в период 1 января — 15 апреля 2024 года в топ самых востребованных специалистов вошли сантехники (+42% год к году), электрики (+35%), клинеры (+29%) и психологи (+16%).
По данным Петростата, объём платных услуг, оказанных населению, в январе–феврале 2024 года составил 148,9 млрд рублей и в сопоставимых ценах увеличился год к году на 11,1%. Наиболее заметный прирост по объёму за указанный период наблюдался в гостиницах и средствах размещения (+33,8%), а также в услугах курьеров и почтовой связи (+29%). Как отмечают в городском комитете по труду и занятости населения, в сфере услуг (ВЭД "Предоставление прочих видов услуг") в Петербурге занято 99,3 тыс. человек. Также в городе работают 349,2 тыс. мигрантов из–за рубежа, из них в сфере услуг — 15,4 тыс.

Предсказуемый сценарий

Через онлайн–каналы пользователи в целом по стране оформляют 43% заказов. Лидерами на онлайн–рынке услуг эксперты называют четыре канала: "Авито Услуги" (54% заказов), "ВКонтакте" (44%), Telegram (27%), WhatsApp (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) — 22%. Как показывают результаты опросов, чаще всего люди обращаются к тому или иному мастеру в связи с рекомендацией друзей или родственников. Также нередко выбор останавливается на исполнителе, который ранее уже оказывал конкретному заказчику услуги.
По данным исследования "Авито Услуг" и агентства ORO, наибольшей популярностью пользуются такие категории, как "Красота и здоровье", "Ремонт помещений", "Бытовые услуги", "Обучение и репетиторы", "Перевозки, курьерские поручения".
Руководитель по стратегии и росту "Авито Услуг" Владислав Ильтяков уточнил, что рынок в основном представлен частниками: 48% приходится на исполнителей–одиночек (выполняют широкий спектр задач, в частности по фото, красоте и т. д.), 27% — на небольшие компании (обычно принимают заказы в области IT, дизайна, маркетинга), 14% — на группы и бригады (как правило, строительство и ремонт), 8% — на крупные компании.

Доверяй, но проверяй

Чтобы увеличить охват и привлечь дополнительный поток заказчиков, онлайн–платформы постоянно развивают инструментарий. "Авито" недавно добавило календарь бронирования, с помощью которого пользователь может выбрать и закрепить за собой удобный для него слот, имеющийся у мастера (например, самостоятельно записаться на маникюр). Также в профиле у объявления стал виден полный прайс–лист. В компании смотрят в сторону того, чтобы предоставлять аналитику по ценам услуг на рынке, чтобы и заказчик, и исполнитель могли видеть актуальный диапазон стоимости.
Некоторые агрегаторы сегодня допускают, что в будущем могут предложить заказчику и исполнителю заключать договоры по оказанию услуг на своих площадках. По мнению экспертов, интересным инструментом могли бы стать рекомендации, помогающие клиенту подобрать более релевантных мастеров. Это особенно важно для сложносоставных услуг, например для ремонта, где нужно учесть много параметров.
Отдельный вопрос для площадок по подбору мастера — верификация исполнителя. Обращаясь к частному мастеру, пользователь переживает о рисках, например о вероятности плохо выполненной работы или об опасности связываться с незнакомцем.
В "Авито Услугах" отмечают, что стараются увеличивать долю исполнителей, прошедших верификацию по паспорту или водительским правам. В категории строительства и ремонта в 2023 году число подтверждённых аккаунтов достигло 58%.
"Наличие документов в профиле способствует увеличению числа заказов. Кроме того, мы стараемся, чтобы пользователи после получения каждой услуги оставляли отзыв по аналогии с сервисами такси: по завершении поездки агрегатор “спрашивает” пассажира, как она прошла. На мой взгляд, отзывы сегодня являются основным маркером, на который обращают внимание люди, выбирая мастера, поэтому делаем акцент на их прокачке", — уверен старший управляющий директор "Авито Услуг" Артём Кумпель.
В "Профи" при регистрации сейчас предлагают специалистам загрузить паспорт, документы об образовании, фото в портфолио, а потом проверяют все файлы.

Работа на имя

Эксперты обращают внимание, что на большинстве онлайн–площадок верификация — обязательный элемент. Это в общем логично: человек "с улицы", не загрузивший в анкету каких–либо подтверждающих компетенции документов, просто не получает заказы в связи с высокой конкуренцией.
Экономист и финансовый консультант, автор telegram–канала "Экономизм" Алексей Кричевский добавляет, что за время присутствия на рынке услуг агрегаторы успели завоевать доверие пользователей. Главный вопрос будет состоять в том, насколько хорошо со своей задачей справится мастер.
Как показывает практика, самозанятые и ИП более тщательно подходят к качеству своей работы, поскольку основная конверсия у них происходит по сарафанному радио и через отзывы.