Курс рубля перестал зависеть от цен на нефть

Автор фото: Коньков Сергей

Цена нефти растёт четвёртый месяц подряд и перевалила отметку $90 за баррель сорта Brent. Однако курсу российской валюты это не помогает: доллар США норовит закрепиться выше 93 рублей.

После того как 5 апреля котировки фьючерсов на Brent в Лондоне подошли к уровню $92 (а в Москве даже преодолели его), они слегка откатились вниз, но всё равно большую часть прошлой недели находились выше "круглого" уровня 90. Некоторые аналитики стали предсказывать дальнейшее движение к $100 из–за угрозы полномасштабной войны на Ближнем Востоке и надежд на восстановление экономики Китая.
Кроме того, 11 апреля нефтяной картель ОПЕК сохранил прогноз по росту спроса на нефть в мире в 2024 и 2025 годах на уровне 2,2 млн и 1,8 млн баррелей в сутки (б / с) соответственно. В абсолютном значении в текущем году спрос на нефть в мире может достичь 104,46 млн б / с, а в 2025–м — 106,3 млн б / с. При этом картель вместе с рядом стран — участниц соглашения ОПЕК+, в том числе Россией, сохраняют ограничения по добыче и экспорту чёрного золота.

Военная угроза увеличила котировки

В понедельник, 1 апреля, нефтяной рынок получил импульс к росту после новостей об ударе израильской авиации по зданию консульства Ирана на юго–западе сирийского Дамаска. Вскоре выяснилось, что удар привёл к гибели двух генералов и пяти офицеров КСИР — Корпуса стражей исламской революции. Позже КСИР предупредил Израиль о скором нанесении по нему "смертельных ударов" за налёт на консульство. Иран — не самый крупный экспортёр нефти. Однако начало боевых действий с его участием может резко сократить судоходство в Персидском заливе, через который проходит треть мировых поставок нефти.
Впрочем, Исламская Республика не готова к полномасштабному конфликту с Израилем, поддержку которому оказывают США. И ищет поводы разрядить обстановку. Так, 11 апреля представительство Ирана при ООН заявило, что Тегеран может отказаться от нанесения ответного удара за атаку на иранское консульство в Сирии, если Совбез ООН официально осудит действия израильских властей.
Среди катализаторов роста нефти участники рынка также упоминают приближение сезона ураганов в Мексиканском заливе, угрожающего приостановкой нефтедобычи США, а также решение Мексики сократить объёмы экспорта сырой нефти.
Рост нефти мог быть ещё сильнее, если бы не реакция США. Администрация Байдена заявила, что ставит на паузу планы по закупке нефти для стратегического нефтяного резерва. Текущие стратегические запасы находятся на 40–летнем минимуме — 363 млн баррелей против 600 млн в начале 2022 года.
Автор: "ДП"
Автор: "ДП"

Каковы прогнозы по чёрному золоту

Минэнерго США в апреле 2024 года повысило прогноз цены Brent в 2024 и 2025 годах на $1,5 за баррель, до $88,55. Ранее, в марте, оно уже повышало прогноз на $5. Ведомство ожидает, что средняя цена бочки Brent во II квартале текущего года будет находиться на уровне около $90.
Аналитики Goldman Sachs во главе с Дааном Струйвеном написали в апрельском обзоре, что стоимость Brent вряд ли достигнет $100 за баррель в ближайшие месяцы. В то же время главный исполнительный директор международного трейдера Vitol Рассел Харди полагает, что нефть в текущем году будет торговаться в диапазоне $80–100 за баррель.
Аналитики инвестбанка JPMorgan Chase считают, что к августу или сентябрю стоимость нефти марки Brent может достичь отметки $100 за баррель. В то же время эксперты из Bank of America ожидают, что цена достигнет $112 за баррель.
Опрошенные "ДП" эксперты видят угрозы для текущей позитивной конъюнктуры нефтяного рынка. "С весны 2020 года по настоящее время сделка ОПЕК+ (в основном за счёт усилий Саудовской Аравии) довольно эффективно сглаживает колебания цен на нефть, — констатирует экономист Сергей Хестанов. — Нынешние колебания цены выглядят вполне обычными на фоне бурных событий на Ближнем Востоке. Однако рост добычи нефти в США, особенно заметный с 2014 года, начал оказывать давление на рынок нефти. Пока этот рост компенсируется сокращениями со стороны ОПЕК+. Но сокращение добычи — это уступка доли рынка, и оно имеет свои пределы. А добыча в США растёт, обновляя исторические максимумы. Рано или поздно это может разрушить сделку ОПЕК+".
"Причина роста цен на нефть — продление дополнительных сокращений добычи со стороны ОПЕК+ на II квартал 2024 года, — уверен инвестиционный стратег брокера “ВТБ Мои Инвестиции” Алексей Михеев. — Согласно апрельскому отчёту Минэнерго США, во II квартале на мировом рынке нефти будет наблюдаться серьёзный дефицит — в размере 940 тыс. б / с против дефицита 240 тыс. б / с в I квартале. Также стоит учитывать, что приближается летний автомобильный сезон. Перспективы цен на нефть зависят от того, как строго страны ОПЕК+ будут выполнять достигнутые соглашения и будут ли эти соглашения продлены на вторую половину 2024 года. По данным на февраль, отдельные страны ОПЕК+ суммарно недовыполняли сокращения по добыче примерно на 500 тыс. б / с. Мы полагаем, что страны ОПЕК+ во втором полугодии 2024 года начнут постепенно отказываться от дополнительных сокращений добычи. К концу года при этом условии цена Brent может упасть обратно к $80. По нашим оценкам, достижение отметки $100 за баррель маловероятно".
"В настоящее время участники рынка обращают внимание как на фундаментальные факторы спроса–предложения на нефтяном рынке, так и на обострившуюся в последние месяцы геополитическую ситуацию в мире, в частности на Ближнем Востоке, — подчёркивает старший аналитик инвестиционного банка “Синара” Кирилл Бахтин. — С точки зрения баланса нефтяного рынка можно наблюдать наличие дефицита, признаком которого является сокращение мировых запасов нефти ввиду устойчивого роста потребления в преддверии высокого летнего сезона, дополнительного сокращения Россией поставок нефти во II квартале 2024 года и высокой дисциплины по соблюдению квот внутри ОПЕК+. В текущем состоянии у нефтяных котировок есть потенциал роста до начала июня, когда ОПЕК+ будет обсуждать квоты на III квартал 2024 года. Геополитический фактор сейчас важен для рынка, но и неопределённость в связи с ним высока. При деэскалации обстановки на Ближнем Востоке цены резко могут потерять более $5 за баррель, но также возможен и сценарий роста цен при дальнейшем обострении ситуации".
Базовый сценарий средних нефтяных котировок Brent на 2024 год у ИБ "Синара" — $85 за баррель из–за низких первых 2 месяцев и наличия неопределённости по траектории квот ОПЕК+ во втором полугодии. "Мы не исключаем варианта, что при повышении рисков поставок энергоносителей на мировой рынок нефтяные котировки превысят $100 за баррель", — делает оговорку Кирилл Бахтин.
"Среди основных долгосрочных фундаментальных факторов роста мировых цен на нефть необходимо отдельно выделить сокращение предложения и увеличение спроса на глобальных рынках, — считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. — Продление сделки ОПЕК+ по сокращению объёмов добычи чёрного золота до июня, а также дополнительное сокращение объёмов добычи Россией во II квартале 2024 года на 471 тыс. б / с снижают предложение на мировом рынке, а восстановление китайской экономики увеличивает мировой спрос на нефтепродукты. Индекс деловой активности в производственном секторе Китая по итогам марта вырос до 50,8 пункта, что говорит о расширении деловой активности в отрасли впервые с сентября, а объёмы промышленного производства по итогам февраля неожиданно резко выросли на 7% г / г при прогнозах роста на 5,3% г / г".
Эксперт ожидает в случае разрядки на Ближнем Востоке снижения цен в диапазон $81–84 за баррель Brent, так как фундаментальные факторы продолжат оказывать давление на баланс предложения и спроса на рынке. "В текущем году мы прогнозируем подорожание Brent как минимум до $94 за баррель, но при этом не исключаем и дальнейшего роста её стоимости до $100 во второй половине текущего года", — добавляет он.

Доходы нефтяников и бюджета будут расти

Как полагает Кирилл Бахтин, в первую очередь период высоких цен будет позитивен для акций "Роснефти", у которой одна из самых высоких долей экспорта по премиальным каналам и относительно других крупных компаний сектора значительная долговая нагрузка. "Более половины экспорта “Роснефти” реализуется с очень умеренным дисконтом к Brent (например, марка ESPO), а налоговая нагрузка определяется из цен Urals, на которую дисконт к североморской нефти расширился до $15 за баррель, — указывает он. — Наш рейтинг по бумагам “Роснефти” — “покупать” с целевой ценой на конец 2024 года 700 рублей за акцию". На прошлой неделе данные бумаги торговались дешевле 580 рублей.
"При росте мировых цен на нефть доходы российских нефтедобывающих компаний и бюджета страны будут расти, но не пропорционально, — предупреждает Владимир Чернов. — В прошлом году вклад нефтегазовых доходов в российский бюджет составил лишь 30,28%. То есть доходы нефтегазовых компаний и российского бюджета в таком случае будут расти в пропорции 3 к 1. Наибольшую дивидендную доходность за 2023 год мы ожидаем от компаний “Лукойл” и “Сургутнефтегаз”. Целевые цены по этим бумагам — 8050 и 33,45 рубля за акцию соответственно". 12 апреля эти бумаги торговались около 7800 и 31,7.
"Связь стоимости акций российских нефтяников со стоимостью нефти крайне нетривиальна, — рассуждает Сергей Хестанов. — Быстро меняются и внешние условия (прежде всего растут проблемы с расчётами), и налогообложение. В случае роста доходов нефтяных компаний очень вероятен рост фискальной нагрузки и изъятие этих доходов в бюджет".
"Для российских нефтяных компаний и бюджета важна не столько цена Brent, сколько цена Urals, — уверен Алексей Михеев. — Дисконты Urals к Brent выросли с середины прошлой осени из–за ужесточения санкций США против компаний, перевозящих российскую нефть, и пока остаются высокими. Цена Urals в I квартале 2024 года оказалась ниже уровня IV квартала 2023 года. Вероятное сужение дисконта положительно повлияет на финансовые результаты российских нефтяных компаний. Из акций мы бы выделили “Лукойл”, у которого благодаря дивидендной политике на базе свободного денежного потока самая высокая чувствительность дивидендов к ценам на нефть".

Связь рубля с ценами сырья снижается

Рост мировых цен нефти в последние месяцы не приводит к укреплению курса рубля. С начала текущего года бочка Brent подорожала на 15%, а российская валюта по отношению к американской подешевела на 3% (см. графики). Опрошенные "ДП" эксперты находят этому понятные объяснения.
"За I квартал 2024 года нефтегазовые доходы бюджета РФ заметно выросли (2,93 трлн рублей, +79,1% г / г), но насколько устойчив этот рост, прогнозировать сложно, — подчёркивает Сергей Хестанов. — И рынок нефти может преподнести сюрпризы, и санкционная политика способна создать сложности, прежде всего с расчётами. Зависимость курса рубля от цен на сырьё несколько снизилась, но в основном из–за усложнения экспорта. Сильно увеличилось время расчётов: по сути, на валютный рынок поступают средства от поставок, осуществлённых 2–3 месяца назад. Изменилась и валюта контракта — многие сделки оплачиваются и юанем, и рублём, и некоторыми другими, ранее непривычными валютами. Всё это вместе взятое сильно размывает привычную ранее связь цены на нефть с курсом рубля".
Сергей Коныгин, старший экономист ИБ "Синара", называет ещё одну причину роста доходов бюджета вслед за котировками нефти — единовременное поступление в феврале доплаты по НДПИ на нефть за IV квартал 2023 года, связанное с изменением законодательства в части возмещения акциза на нефтяное сырьё. "По итогам года бюджет ожидает доходов от нефти и газа в размере 11,5 трлн рублей, что выглядит реальным сценарием, на наш взгляд, — добавляет он. — Рубль в течение последних 5 лет не зависит от цен на нефть в полной мере, как раньше. Минфин и ЦБ специально разработали бюджетное правило, которое устанавливает цену отсечения для экономики вблизи $60 за баррель. Сильные колебания цен на нефть не приводят к сдвигу курса рубля благодаря механизму бюджетного правила. Оно стабилизирует рубль через дополнительные продажи валюты или покупки в зависимости от внешней конъюнктуры. До конца года мы ожидаем укрепления рубля до уровня 86 за доллар, в IV квартале ждём диапазон 90–86. По юаню к рублю — 12,5, евро / рубль — около 94 в декабре 2024 года. Наибольшее влияние на рубль оказывают сделки нерезидентов, которые регулярно покупают валюту в сумме 0,5 трлн рублей в месяц (на бирже и внебирже). Это связано с передачей ценных бумаг из внешнего контура в РФ. По завершении этого процесса ждём укрепления рубля".
До конца апреля курс рубля будет сдерживаться от обесценивания искусственно, за счёт действия указа президента России об обязательной репатриации валютной выручки экспортёрами на бирже, — рассчитывает Владимир Чернов. — В дальнейшем, если его не продлят, в России опять начнёт формироваться дефицит иностранной валюты, в результате чего курс доллара вырастет до 95–98 рублей, курс евро — примерно до 105–108, а китайский юань, вероятно, превысит отметку 13 рублей и закрепится в диапазоне 13–14".
"Учитывая действие в РФ режима плавающего валютного курса и бюджетного правила, которое направлено на минимизацию зависимости динамики курса национальной валюты от изменения цен на нефть, последние несколько лет отрицательная корреляция показывала значения в диапазоне от минус единицы до нуля, — подсчитала руководитель петербургского отделения “Алор брокер” Ольга Шувалова. — Так, в 2017–2018 годах корреляция практически отсутствовала. Важным фактором, оказывающим существенное воздействие на динамику курса рубля, является соотношение спроса и предложения валюты на внутреннем рынке, которое формируется совокупностью показателей — это значение торгового баланса, уровень инфляции и изменение ключевой ставки, воздействие денежно–кредитной политики ЦБ РФ, а также ожидания инвесторов. Важно также учитывать, что цены на срочном поставочном и спотовом рынках подвержены цикличности в зависимости от объёмов спроса на физический товар. По итогам текущего года средняя цена на Brent с большой вероятностью будет находиться в диапазоне $80–85 за баррель, однако допустима высокая волатильность и достижение уровней $100 на коротких временных интервалах. Этому могут способствовать ухудшение геополитической ситуации на Ближнем Востоке, ограничение объёмов добычи нефти странами — членами ОПЕК+, восстановление темпов роста экономики Китая, а также ряд других факторов. На фоне такой волатильности среднегодовой валютный курс может быть в диапазоне 90–95 рублей за доллар США".
Цены на нефть Brent пошли вверх, к $90 за баррель в основном на геополитических факторах, а конкретно на эскалации ближневосточного конфликта. С точки зрения баланса спроса и предложения, несмотря на умеренный дефицит на мировом рынке углеводородов, сокращение темпов роста добычи в США и активный спрос в Азии, причин для роста к $100 за баррель Brent нет, скорее он должен стоить $85–90. Вместе с тем относительно дорогая нефть является стабилизирующим фактором для рубля, сдерживающим ослабление российской валюты, несмотря на рост покупок со стороны населения и проблемы с расчётами за экспорт. Так, в феврале поступление экспортной валютной выручки сократилось на 20%. Мы ждём умеренного ослабления рубля с перспективой падения до 95–97 рублей за доллар США в течение ближайших месяцев. Сочетание ослабления рубля и высоких цен на нефть позитивно для акций нефтяных компаний. В наибольшем выигрыше могут быть "Татнефть", "Лукойл", "Роснефть".
Сергей Суверов
инвестиционный стратег УК "Арикапитал"
В последнее время рынок энергоносителей продемонстрировал уверенный рост. После продолжительной консолидации в диапазоне $80–85 за баррель нефть марки Brent смогла преодолеть верхнюю границу данного коридора и подняться в район $90 за баррель, установив тем самым многомесячные максимумы. Основным фактором, способствовавшим росту, выступает увеличение геополитических рисков, связанных с ситуацией на Ближнем Востоке, которое грозит возможными перебоями в поставках нефти и нефтепродуктов из региона. В сложившихся условиях в случае эскалации восходящий тренд на рынке может продолжиться, что выведет нефть марки Brent в диапазон $95–100 за баррель. При этом в случае снижения напряжённости в регионе ожидаем возвращения цен на нефть в район $80–85. Что же касается курса рубля относительно основных мировых валют, то кроме цен на нефть на национальную валюту влияют и внутренние факторы. В частности, динамика предложения иностранной валюты на рынке и спрос со стороны импортёров. В последние сессии национальная валюта находится под давлением, несмотря на высокие уровни на рынке энергоносителей. Однако ближе к концу месяца рубль получит дополнительную поддержку в виде продаж иностранной валюты со стороны экспортёров в рамках подготовки к пику налоговых выплат, который приходится на 25 апреля. Этот фактор вкупе с высокими ценами на нефть может привести к восстановлению рубля и возвращению американской валюты в нижнюю половину диапазона 90–95 рублей.
Богдан Зварич
Главный аналитик "Банки.ру"